Форум » Театр » Отелло (часть 2) » Ответить

Отелло (часть 2)

Админ: Режиссер — постановщик: Анжелика Холина. В спектакле участвуют: Григорий Антипенко, Ольга Лерман, Виктор Добронравов, студенты Щукинского училища. Театр им.Вахтангова, основная сцена, премьера 9 ноября 2013г. 8 ноября 2013г. прогон спектакля «Отелло» для СМИ в 12.00, для пап и мам в 19.00 9 и 10 ноября 2013г. - премьера в 19.00 Страница спектакля на сайте: http://antipenko.com/teatr/otello.html/ Страница спектакля на сайте театра Вахтангова http://www.vakhtangov.ru/shows/Otello_kholina Афиша 21 февраля- "Отелло" - Театр им.Вахтангова 7 марта - "Отелло"- Театр им.Вахтангова 2 апреля - "Отелло"- Театр им.Вахтангова

Ответов - 295, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

shtany55: Благодаря Оле попала на очень интересный сайт из Казахстана. В разделе "Интервью на фоне спектакля" нашла "Отелло". Ещё раз вернулась к премьере. http://telekanalteatr.ru/teatr-im-evg-vaxtangova-spektakl-otello.html Театр им. Евг. Вахтангова. Спектакль «Отелло» 9 ноября 2013 года состоялась премьера спектакля «Отелло» по У. Шекспиру. Режиссер-хореограф Анжелика Холина («Берег женщин» Театр им. Евг. Вахтангова; «Анна Каренина» Театр им. Евг. Вахтангова). Анжелика Холина: «В театре мне хочется говорить о любви, взаимоотношениях и судьбах людей, поэтому я выбрала «Отелло» — великое произведение Шекспира, где он изобразил страшную, поистине потрясающую трагедию человека, который убил самое дорогое ему существо и лишил свою жизнь всякого смысла. Мне хочется возбудить чувство ужаса перед страшной ошибкой и преступлением, до которого дошел благородный, доверчивый и добрый человек в ослеплении ревности. Хочется показать, как чистейшей души человек может запутаться в сетях клеветы, как он, думая, что борется за нравственную чистоту, убивает свою невинную, любимую жену, наказывая сам себя за то, что поддался безумию».

Админ: shtany55 Спасибо! С удовольствием посмотрела и послушала премьерное интервью.

shtany55: http://rusiti.ru/magazine/detail/stati/SHekspir-450-cherep-Jorika-ili-Kosmos/ А если разлюблю, наступит хаос В театре им. Вахтангова «Отелло» и вовсе перевели на язык танца. «Переводчица» – литовский хореограф Анжелика Холина – после «Анны Карениной» и «Кармен» продолжила свои опыты по соединению хореографии для драматических актеров и классической литературы. Для актеров ее работа – бесценный опыт вне зависимости от уровня хореографической подготовки. Воздушная Ольга Лерман-Дездемона, станцевавшая Каренину и Кармен, монолитный Григорий Антипенко-Отелло, взрывной Виктор Добронравов-Яго, легкий, как лесной пожар, Павел Тэхэда Карденас-Кассио (лучшая работа в спектакле) – для каждого Холина нашла и свой образ, и свой пластический язык, исходя из психофизики конкретного актера. Для зрителей – визуальное пиршество. С морской бурей, когда венецианцы бороздят море на корабле-люстре, эффектной битвой с киприотами, вакханалией ночных теней. Но особенных смысловых открытий этот спектакль не предлагает. Если не считать моральной победы Яго: появившийся в униженной позе на карачках, «вставший с колен», он постепенно становится настоящим князем тьмы, повелителем теней и убийц, чтобы в финале усадить на карачки могучего Отелло, а самому уйти безнаказанным, растворившись в толпе.


RATANN: "Отелло" 24.04.14 Наверно можно задать вопрос: "Сколько раз можно смотреть один и тот же спектакль, и сколько раз можно его обсуждать?" Но я каждый раз ищу в спектаклях с Григорием что-то новое для себя и пытаюсь разглядеть то, что не разглядела раньше, додумать то, что ранее не находило правильного выражения в словах и не приобретало четких очертаний в хаосе эмоций . Я не стану вновь описывать ни сюжет, ни талантливую игру артистов, не стану рассказывать, что и как изменилось в спектакле, я поделюсь с вами только несколькими мыслями, что кружат у меня в голове со вчерашнего дня. Итак, вот что я увидела вчера: "Берегитесь ревности, синьор. То - чудище с зелеными глазами, Глумящееся над своей добычей. Блажен рогач, к измене равнодушный; Но жалок тот, кто любит и не верит, Подозревает и боготворит" Я впервые обратила внимание вот на что: Яго, вовлеченный в омут темных мыслей и ставший заложником своих черных поступков, движется на сцене по кругу, все убыстряя свой бег, словно пытаясь нагнать или, наоборот, спастись от своей жгучей ненависти, рожденной из ревности. Но ревности к славе, успеху и признанию. И позже этот же бешеный бег по кругу повторяет и Отелло. Его ревность другая, но и она рождает ненависть, такую же непреодолимую и сжигающую его душу. И если следовать Шекспиру, оба наши герои жалки, потому что не верят, потому что подозревают. Но совсем не жалок, а страшен Яго в своих словах и действиях, страшен тем, что он обыкновенен, он как одна из темных сторон, что есть в душах людей. Вот он, Яго: " Мне эта мысль Грызет нутро, как ядовитый камень; И я не буду знать успокоенья Не сосчитавшись…" Кого из нас не грызли подобные мысли? Яго страшен тем, что живет в каждом из нас. И совсем не жалок Отелло, а если его и жалко, то только в хорошем смысле этого слова. Ему сочувствуешь, сопереживаешь, жалеешь, и очень хочется, чтоб темное зло не победило и не увело его, сдавшегося, сгорбившегося и коленопреклонного, за собой, и до последнего момента надеешься, что такой храбрый, мужественный и благородный человек не поддастся грязным наветам и не пойдет на поводу у слепой злобы. Но "Видит небо, кровь во мне Готова свергнуть власть разумной воли, И страсть, темня рассудок, начинает Брать верх." Придуманные для Отелло позы, жесты, взгляды, на мой взгляд, иногда выглядят убедительнее целых хореографических сцен. Вот доведенный до исступления страстью и ревностью, обезумевший человек решается на убийство. У него теперь "каменное сердце", что не чувствует боли. И уже убив Дездемону, Отелло продолжает свои страшные движения: словно смерть идет с косой, сметая все живое на своем пути. А потом он останавливается, и страшную маску ненависти сменяет гримаса боли от потери, и то ли безумие овладевает им, то ли смерть приходит к нему как избавление от страданий. Жаль простодушного ревнивого страдальца, но не жалок его образ, представленный на сцене. И напоследок. Этот спектакль можно сравнить с очень сложным, но хорошо отлаженным механизмом, где каждая маленькая деталь имеет очень большое значение, и малейший сбой повлек бы за собой разрушение одного целого. Но сбоя нет и быть не может. Актеры настолько владеют своими ролями, все их движения отточены и безукоризненны, они в абсолютном единении с музыкой, со смыслом трагедии, и, хотя, режиссером немного изменен сюжет, Шекспир предстает перед нами всей силой своего гения. Он звучит везде – и в музыке, то пронзительно нежной, то суровой и тревожной, и в каждом движении, эмоционально точно передающем смысл трагедии. Мне кажется, что этот спектакль, как и многие другие спектакли театра, достоин мирового турне. И даже те, кто совсем не знает Шекспира, поймет его смысл, а это и есть цель и результат талантливой работы режиссера.

perception: Спасибо RATANN!

Polina: RATANN , спасибо! Мечтаю все увидеть своими глазами.

Arwen: RATANN, спасибо! Ах, Анечка, как жаль, что вы не можете услышать, из какой глубокой глубины моего сердца пришло это "спасибо".......

Админ: RATANN Анна, спасибо большое за новые штрихи и краски к спектаклю! Очень интересно. Спектакль "Отелло", поклоны:

Админ: Спектакль "Отелло", 16.05.2014г., поклоны. Автор фото Эмма Ищенко

Татьяна: Вот мы и сходили сегодня на спектакль «Отелло». Когда я покупала билеты, то даже не думала, что этот спектакль так подойдёт нам по настроению. Казалось бы, не суть важно для нас было, на что идти, просто по традиции всегда идём на спектакли с Григорием. Вообще спектакли с Григорием стали чем-то вроде ежегодной традиции, поэтому и были куплены билеты. Выбирая спектакль, я лично хотела бы комедию или лирику, но с ним в главной роли был на тот момент только этот. Что ж, пришлось купить билеты на трагедию. Кто бы знал, что из-за несчастья в семье именно этот спектакль окажется так по настроению... Инна мне сказала не писать пока отзыв, потому что мой диплом настолько в незаконченном виде, что первый раз в жизни я опаздываю по всем срокам. Но смысл потом писать свои впечатления, ведь нужно по горячим следам. Так что я урву немного времени у ненавистного диплома и подарю его любимому Григорию и замечательному спектакль! А спектакль и в самом деле замечательный! Настолько замечательный, что поначалу даже не знаешь, как реагировать на происходящее на сцене: то ли восхищаться игре актёров, то ли ужасаться тому, насколько всё мрачно!.. И если честно, то здесь блистал даже не столько Григорий, сколько он на пару с «Яго». Но обо всём по порядку... Начну я с того, что естественно такие спектакли на любителя. Помню, хотела я обоих родителей затащить на «Одессу 913», даже 4 билета купила, но папа заболел, поэтому пришлось идти втроём, хотя, я почти уверена, папе спектакль бы понравился. На этот спектакль я папу позвала из вежливости. И хорошо, что он отказался, ибо ему бы не понравилось. А вот мы и мама другое дело! Подобные спектакли специфичны. Ведь тут нужно иметь способность понимать без слов и наслаждаться. Не искать какой-то тайный смысл или из всего вытаскивать философию, как любит, например, наш папа, а мы чего терпеть не можем. Здесь нужно просто смотреть и наслаждаться каждым движением, каждым жестом, каждым выдохом, каждым взглядом... К стыду своему признаюсь, что оригинальную пьесу я не читала. С одной стороны понимаю, что в 22 года можно было уже и почитать. А с другой – зато я могла оценить подачу истории не словами, а исключительно музыкой и танцами. Ну, историю-то эту все знают, так что конец был предопределён. Оставалось понять только из-за чего, собственно, весь сыр-бор начался. Мы так быстро прилетели в театр с работы/универа, что, купив программку, только посмотрели, кто сегодня у нас будет кого играть, уселись в зале и свет погас. Описание мы не прочитали. Правда, особо и не требовалось в первом акте. И так всё поняли. В перерыве всё-таки прочитали. Ну так, приличия ради. Прошу прощения за столь длинное предисловие. Теперь о самом спектакле. Начну издалека. Поразила, приятно поразила, идея с волнами/турками/мыслями. Волны были очень красивые. Такие все пластичные. Турки были воинственные. А мысли… Мысли были потрясающими! Был там такой один момент, ближе к концу, когда на сцене остаются только Мысли. И они сначала где-то в глубине сцены, потом всё ближе и ближе. И в конце уже на самом краю и прям в зал так и рвутся. Ооо! Мне кажется, сидящим на первом ряду должно было быть жутко! Мне-то на 8-м было жутковато!.. Потрясающая сцена по накалу страстей. Аж дыхание затаил зал, а потом выдохнул, когда вспомнил, что нужно аплодировать. Я так понимаю, это студенты Щукинского училища. Ну молодцы, что тут сказать! Я говорила про идею. Так вот – идея. Под идеей я имела в виду скрытые лица. Ни одного лица Мыслей (Волн, Турков) не было видно. И это очень хорошо. Потому что не отвлекаешься на лица, которые по определению не должны отвлекать. Я была на нескольких танцевальных спектаклях, но вот именно такое видела впервые, и это очень понравилось. Далее. Девушки-подружки. Эмилия, Бьянка и т.д. Тоже умнички. Красивые, пластичные, изящные. Что ещё от них нужно? Моряки. Ух! Красивые ребята, а! Все как на подбор, красавцы! И, конечно же, из них из всех нельзя не выделить Кассио. Нам достался невероятно красивый Дмитрий Гудочкин! Ну правда невероятно красив! И мне его жалко было на протяжении всего спектакля. И в конце я пожалела, что не купила ему букет, потому что из 4-х главных героев ему одному никто ничего не подарил, аж у меня сердце ёкнуло. Вот думаю, как бы ещё раз на него попасть, но уже с цветами!.. Умничка, умничка, умничка! А это сцена, когда он прыгает на руки Яго. Ой, ну умилительно же, ну! И если бы не выражения последнего в этот момент, то на лице улыбка бы расплылась до ушей. Но у Яго был такой взгляд, что улыбаться как-то сразу расхотелось… А теперь я приступаю к восхвалению двух главных героев. Ольга Лерман. Красавица. Такая лёгкая, прям воздушная. Её Дездемона – олицетворение любви. И вообще в ней умирает балерина. Она так двигается. Я понимаю, что они там репетировали и тренировались будь здоров для такой постановки, но всё равно нужно обладать природным талантом, чтобы вот так двигаться. Прелесть она. И её чувства, её нежность, её любовь к своему мужу лилась в зал такой мощной силой. Вся энергия её зажигала чувства. Её взгляд на мужа, её движения, она как будто ему подчинялась и подчиняла его себе. Казалось, они вот-вот сольются во что-то единое. Она такая маленькая по сравнению с Отелло, что с ним рядом кажется маленькой девочкой. Беззащитной, безмятежной, нежной и… в то же время страстной. Изумительно! Григорий. Ох уж этот Григорий! Ну ему полководцев только и играть! Какой же всё-таки красивый мужчина. Сначала такой грозный полководец, а потом такой нежный муж. А какие руки… Ох, какие руки!.. Я уже и забыла, как сильно я его люблю и что, по сути, он один из немногих моих любимых русских актёров, на моём пьедестале расположившийся на самой высокой ступеньке. Лишний раз я убедилась, что талантливые люди талантливы во всём. Чего этот человек не умеет? Комедии, трагедии, драмы, танцы. Ему всё подвластно. И главное роль такая… Лицо меняется в зависимости от ситуации. Такой взгляд на Дездемону. О-о-о! Когда мужчина так на тебя смотрит, разве можно смотреть на кого-то другого? Вот и она не смотрела, но увы… Безумно красивая сцена, когда, после того, как Отелло сорвал знак отличия Кассио после дебоша последнего на пире в честь победы, Дездемона успокаивает его. Бо-о-оже! Это такая нежность, это такая страсть, это такая ЛЮБОВЬ! Если в пьесе их любовь и их отношения описываются так же, как я их увидела в этом спектакле, то срочно нужно читать сие произведение! Когда эта сцена закончилась, свет погас, кто-то справа чуть дальше начал кричать «Браво». Причём это был мужской голос. Но это и правда было «Браво!» Про главного антигероя я не забыла, не-е-ет! Просто ему хочется петь отдельные дифирамбы. Нам достался Антон Сёмкин. Символично прям. В «Не родись красивой» с Григорием играл Виктор Добронравов, а в «Талисмане любви» с ним играл Антон Сёмкин. И в этом спектакле они оба по очереди играют Яго. Не знаю, каков в этой роли Виктор (очень хотелось бы на него посмотреть!), но Антон – это что-то потрясающее! У него было столько сольных моментов. Ооо! Смотреть было одно удовольствие. Он будто создан для этой роли. Сначала такой растерянный, что не ему достался знак отличия, а ведь он лучший друг Отелло. А потом это изменяющаяся сущность человека. Сначала, кажется, он просто обижен. Его ломает: как так? Он же лучший, а на него даже никто не посмотрел. Он же тот, кто заслужил, а даже не получил хвалебного слова. И он мечется, бегает по кругу, думает всё об одном и том же. И злится, злится, злится. А потом как раз начинаются эти сцены с Мыслями. И они вокруг него, они его окружают. Понравился момент, когда он в них как будто запутывается, мечется, пытается выбраться, но нет, они его поглощают, а потом выстраиваются спиралью и он из них выходит. Выходит, всё для себя решив. Уже ничто не может его остановить. И дальше на сцене появляются то Отелло и Дездемона, то Кассио, а Яго там, на заднем плане. И Мысли за ним по пятам следуют, не отстают, не уходят, не отпускают. И потом они опутывают всех. Абсолютно всех. Сначала Кассио. Потом Эмилия. Потом Отелло. А потом и Дездемона. И эти потрясающие сцены, когда Яго наговаривает на Дездемону, что-то шепчет, что-то рассказывает. Понравилось, что диалоги и беседы показывали именно жестами, а не губами. Вот за это прям 5+! И между супругами вырастает стена. Стена, Мысли, которые не дают покоя Отелло. Он любит жену, но не может понять, как, как она, так его боготворившая, могла променять его на другого?! Она – смысл его жизни. Но он мужчина, полководец, командир. Он не может терпеть предательства и лжи. И он мечется по кругу, думая об одном и том же, как до него метался Яго. Только здесь мысли другого плана. Здесь не злоба, рождающая ненависть, а ревность, рождающая ещё худшую ненависть. Ненависть, которая съедает и уничтожает всё на своём пути. Поэтому всё и заканчивается так печально. И потом, когда пришло осознание содеянного, так страшно стало, так ужасно. Что должен чувствовать человек, сам уничтоживший то единственное, что приносило ему радость? Как можно после этого жить дальше. И всё так заканчивается мрачно. Когда выходит, одетый во всё чёрное, Яго и начинает срывать с себя мрачные одеяния… Такой красивый. Такой порочный. Такой мрачный. Аж мурашки по коже от последней сцены, когда все в чёрных плащах на сцене. И всё крутится вокруг одной истории любви, начавшейся так романтично, а закончившейся такой трагедией. Занавес закрылся, а все сидят. И потом шквал аплодисментов. Зал был полный, поэтому овации были громкими. А уж как начали выходить на поклоны. Мама первая начала кричать «Браво», когда вышел Антон. Там, кажется, можно было отдельно ему устраивать овации, ибо такой энергетики я давно не видела. И, да простит меня мой любимый Григорий, но я считаю, Яго в исполнении Антона блистал также ярко, как и Отелло. В моменты, когда публика не хочет отпускать артистов и всё дарит и дарит цветы, жалеешь, что не удалось по дороге купить ни одного букета. В следующий раз надо приносить как минимум 4. Потому что обделить кого-то одного из 4-х героев казалось просто кощунством! И, подводя итог, могу сказать, что, слава богу, я выбрала билеты именно на этот спектакль. В связи с происшедшим, именно такое настроение нам и нужно было. Я не читала отзывы других на форуме из-за нехватки времени и дабы себе не испортить впечатление, поэтому не знаю, кто был на спектакле, а кто его оценивает только по рецензиям и комментариям. Я прошу прощения за сумбур – эмоции переполняют. А ещё, по дороге из театра, гуляя по Арбату и проходя мимо ресторана, мама заметила моего любимого, обожаемого Витаса, спокойно сидевшего за столом с каким-то мужчиной и дочкой. Не смогла я просто пройти мимо. Заставила пойти в ресторан, сесть напротив и заказать чай. И даже сфотографировать его удалось, правда, так, чтобы он не заметил. А то было как-то неудобно – человек ужинает с ребёнком, а я тут на него глазею и фотографирую. Но он такой краси-и-ивый! P.S. Раньше думала, как можно умереть только потому, что умер тот, которого ты любил. Казалось бы, надо жить дальше, надо двигаться. Но в могилу к брату мне хотелось лечь также сильно, как хотелось проснуться и понять, что всё это страшный сон. Но увы. И продолжаешь жить только потому, что надо. Только потому, что есть ещё люди, которым и так больно, о которых надо заботиться, ради которых тоже надо жить. Не ради себя, а ради них. У героев этой истории больше никого не было. Поэтому и жить было не зачем. И это самое страшное. Они оба друг от друга зависели. Режиссёр, конечно, гениальна. Это ж как должен думать и мыслить человек, чтобы всё вот так вот показать. Ни одного слова, но всё понятно и без слов. Она в конце выходила на поклоны. Фантазия у человека на должном уровне. Всё красиво, изящно и очень тонко. Музыка, движения, костюмы – всё сливалось воедино и играло на струнах души, из множества актёров на сцене создавая единый образ трагедии человеческой жизни. Цените друг друга. Ведь никто не знает, в какой момент жизнь дорогого человека может оборваться…

Админ: Танюша, спасибо огромное за твой эмоциональный и интересный отзыв! Спасибо за твоё драгоценное время! Как же я рада, что Вы все таки смогли сходить на спектакль, и он Вам всем понравился. Это даже хорошо, что ты не читала отзывы, тогда писать сложнее, невольно начинаешь вести диалог с высказываниями других. С большим интересом почитала твой разбор героев/артистов, ты всё верно подмечаешь и мне нравится, как оцениваешь. Читала и радовалась за тебя... Витас, повзрослел, возмужал. Это же здорово - вдруг увидеть своего любимца, как же не подойти ближе? Татьяна пишет: Цените друг друга. Ведь никто не знает, в какой момент жизнь дорогого человека может оборваться… Это верно... Наша жизнь условно прямая линия, но любое событие: плохое или хорошее, радость или горе - меняет направление нашей жизни, мы сами меняемся в этот момент, но жизнь есть жизнь, она продолжается, просто становится другой... Танюша, желаю тебе сил и удачи для жизни, а для диплома - ни пуха, ни пера! Держу кулачки за Вас с Мариной, чтобы как всегда было на "5"!

Polina: Всем привет! Давненько я не забегала на форум. Все дела да случаи. Хочу сказать, что в середине мая была в Москве три дня и посмотрела три спектакля, два из которых с Гришей. Вот мои впечатления. 16 мая – Отелло. Спектакль – хороший, достойный. Но! Сильного впечатления, как на некоторых наших форумчанок, на меня не произвел. Видимо потому, что я много видела фотографий и видео-кусочков. Общее впечатление уже было и оно не так уж сильно разошлось с реальным просмотром. Была со знакомой, которой подарила на ее ДР билет на Отелло, и ей спектакль очень понравился. Менее всего меня впечатлили общие сцены, возможно потому, что смотрела со второго ряда. На видео все выглядело намного краше и более волнующе, ибо видео снято издалека, что позволило воспринимать кордебалет, как нечто цельное. Самое сильное впечатление произвел своей пластикой Виктор Добронравов. Его сольные номера поражают и технической сложностью и виртуозностью исполнения. Внутреннее наполнение образа тоже было весьма убедительным. Кассио в этот вечер играл Гудочкин. Тоже очень техничным акробатом оказался. А вот в плане драматического обыгрывания роли, как мне кажется, ему еще расти и расти. Ольга Лерман и танцует и играет весьма профессионально. Ее заключительное соло было пронзительным и виртуозным. Гриша. Гриша скорее ходил, чем танцевал. В пластике он уступает всем участникам спектакля, включая самые эпизодические роли. Но, в плане драматичности образа ему в этом спектакле равных нет. ИМХО, конечно. В театр я хожу за эмоциями. Для меня важно, чтобы спектакль меня эмоционально заворожил, затянул в свое время и пространство. И когда этого не случается, я испытываю разочарование. Начался Отелло и, к сожалению, вижу танец, вижу акробатику, а эмоционального включения в историю нет. Вот танцует Добронравов, потрясающе танцует и у меня в голове крутится: Ай да Витя, «ай да сукин сын!» Но я вижу актера на сцене, а не Яго. Увы. Спектакль продолжается. Начинается большая сцена любви Отелло и Дездемоны. И опять акробатика, валяние на сцене, вижу, как слажено они двигаются, как все выверено, все движения отточены, а эмоций нет. Восхищаюсь хореографическими находками Холиной. Как точно она изображает фразу «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним» - достигается это посредством отражения Дездемоной движений Отелло во время его рассказа о боевых подвигах. В общем, смотрю и вдруг! В какой-то момент время и пространство исчезает и меня захватывает волна нежности – нежности, которую испытывают главные герои друг к другу. И уже не отпускает до конца первого действия. Начинается второе действие, и я постепенно осознаю, что эмоциональное включение у меня происходит только тогда, когда на сцене Отелло. Именно Отелло , а не Григорий. Как он это делает, за счет каких актерских уловок – я не знаю. Но я реагировала именно так. И это притом, что он вроде бы просто ходил по сцене. Вот пример. Яго удается опорочить в глазах Отелло Кассио. И Отелло срывает эполет с плеча Кассио, эполет, то есть офицерский чин, который за доблестное проведение боя с турками ранее был ему пожалован. Как это проигрывается. Отелло проходит сцену по диагонали, где-то на середине он подходит к Кассио и просто срывает эполет. Все. Кассио переживает, к нему подходит Яго, как бы утешая его. А когда Кассио уходит, Яго как какую-то ненужную вещь, подбрасывая ногой, этот эполет со сцены удаляет. И в пластическом и в драматическом отношении роли Кассио и Яго в этой сцене на порядок сложнее. Но, как говорится, «кассу делает» Отелло. Он простым проходом вносит в сцену напряженность, своей походкой олицетворяя достоинство и благородный гнев. И сцена начинает восприниматься как реально происходящее действие. Конечно, понимаю, что это, возможно, только мое восприятие. Но все же … О том, как я поняла содержательную компоненту спектакля, постараюсь написать завтра.

perception: Polina пишет: Но, в плане драматичности образа ему в этом спектакле равных нет. ИМХО, конечно. Polina пишет: «кассу делает Отелло». Он простым проходом вносит в сцену напряженность, своей походкой олицетворяя достоинство и благородный гнев. И сцена начинает восприниматься как реально происходящее действие. Polina пишет: Конечно, понимаю, что это, возможно, только мое восприятие. Верю что не только! К сожалению не имела радости видеть "Отелло", и у меня всего лишь мое восприятие, но то, что Г.А. обычными жестами может сконцентрировать на себе внимание рядом с достойными партнерами по сцене - очень даже верю!

perception: Polina спасибо!

Админ: Polina Спасибо за впечатления! У каждого они разные и это здорово.

RATANN: Polina , спасибо, дорогая! Я так долго ждала твоего отзыва! И с нетерпением жду продолжения!

Polina: Прошлый раз, я забыла рассказать, как спектакль принимал зритель. Можно одним словом – восторженно. Долго аплодировали, никто не спешил «в гардероб». Кричали браво, в основном «нашей сладкой парочке» и Холиной. Зал был полон и даже на откидных местах были люди. На выходе я слышала, что некоторые были на спектакле не в первый раз. В общем, народу нравится. Но, я помню, как в интервью с Витей Добронравовым журналист задал вопрос о том, кто смотрит такую с его точки зрения упрощенную версию Отелло. Кому это может нравиться. А вот нравится, и публика в основном – молодежь. Я полагаю потому, что трактовка Холиной не такая уж и простодушная. Общеизвестно, что ставить пьесы Шекспира очень сложно. Сталкивалась с таким мнением, что это обусловлено тем, что драматизм (напряженность, безвыходность ситуации) пьес Шекспира и поэтичность, философичность его текста противостоят друг другу, то есть, попросту говоря, мешают друг другу. Так ли это или нет, я не знаю. Но хореографическая постановка, обойдясь без текста и в каком-то смысле обрубая ассоциативные ряды, порождаемые словом, имеет в то же время уникальную возможность сосредоточиться на переживаниях героев драмы. С моей точки зрения, Холина поставила не только красивый, но глубоко психологичный спектакль. Мы буквально видим, ощущаем, чувствуем переживания, метания главных героев: Кассио, Яго, Дездемоны и Отелло. И достигает этого эффекта Холина не только точно подобранной пластикой, не только стараниями актеров, не только очень правильно подобранной музыкой, но и … Сегодня никого не удивишь изменениями, которые делает режиссер при постановке той или иной пьесы. Я давно не перечитывала пьесу, но явные изменения в постановке Холиной не заметить трудно. Опущено начало пьесы, так называемый пролог, и изменена концовка – Яго не казнят, он остается жив. Сделала ли это Холина для упрощения постановки или хотела достичь определенного эффекта? Мне кажется, пьеса Шекспира не только драматична, но полна и социально-морального подтекста, который сводится к следующему: человек должен соблюдать установленный его предками и Всевышним социальный порядок, а не потакать своим желаниям и чувствам. И всех, кто нарушает эту заповедь, настигает кара божия. Это конечно, только мое понимание пьесы, я не читала никакую критику (разбор), хотя о Шекспировских пьесах, кто только не писал. Так вот в прологе, как это обычно бывает в сказках, описывается нарушение Богом данного порядка и, следовательно, предопределен трагический исход истории. А мораль как всегда в эпилоге – все наказаны. Почему погибает Дездемона? Что этот «светлый лучик» совершил такого, что ей уготована была несчастная судьба? Кто такая Дездемона у Шекспира? Дочь Дожа, то есть венецианская принцесса, которая должна была стать женой какого-нибудь короля или принца. А она вступает в маргинальный брак с человеком, хотя и знатного происхождения, но чужеродным, да еще к тому же тайно. То есть без благословления родителя, что в те времена считалось серьезным проступком. Мало того, отец ее не смог пережить этого события и скончался. То есть брак Отелло и Дездемоны с самого начала имел дурное предзнаменование. То, что Дездемона в каком-то понимании предала отца, и делает ее уязвимой к клевете и наветам. Предавший единожды, может предать еще раз. Дездемона ушла от отца, полюбив Отелло. Почему она не может уйти от Отелло, полюбив более молодого, более красивого Кассио? Вот основа ревности или может быть обиды Отелло. И он убивает ее с чувством праведного гнева, то есть как полководец дезертира. Узнав, что загубил невинную душу, он убивает и себя, как человека совершившего неправедный поступок. А Яго в конце пьесы как преступника казнят. Так вот всю эту мораль в своем спектакле Холина убирает, что позволяет усилить психологизм постановки, так как вниманию зрителя предлагаются чувства героев и поиск ими выхода из ситуации. То есть конец истории определяется не моральным законом, а внутренними интенциями и индивидуальным выбором человека. И зрителю становится не важно, кто перед ним принцесса или крестьянка, какие она поступки совершала в прошлом. Важно, что Дездемона безмерно любит и невинна пред Отелло. Рядом с высоким, мощным, сильным Отелло она предстает совершенно хрупкой и беззащитной. В некоторых пассажах она кажется маленькой игрушкой в руках Отелло, который легким движением может ее сломать. И этот мотив подчеркивает как пластика актрисы, так и ее одеяние: босая, в белоснежном платье, которое скроено таким образом, что Дездемона кажется скорее раздетой, чем одетой. Пара из них получилась, на мой взгляд, очень контрастная и изумительная по силе воздействия на зрителя. Для усиления психологической канвы спектакля Холина вводит дополнительный персонаж, которого нет у Шекспира, - черного человека. Возможно, таким образом, она обыгрывает черный цвет кожи мавра, делая при этом некоторую инверсию. У Шекспира Отелло имеет темную кожу и некрасивую наружность, но душой он человек светлый, праведный и красивый, что и разглядела и полюбила в нем Дездемона. У Холиной, напротив, мавр красив и белолиц, но в душе у него есть место для темноты. На мой взгляд, черный человек, который появляется только во второй части спектакля, это образ из внутреннего мира Отелло, он видится только ему. Смятение чувств, к примеру, у Яго выражает не черный человек, а черные мысли. Справедливости ради, надо сказать, что есть сцена, в которой у каждого персонажа появляется черный двойник - его черный человек. (Кстати это, пожалуй, единственная сцена, которая показалась мне немного затянутой.) Этой сценой, как мне кажется, Холина хотела показать, что черный двойник – есть у каждого человека. Он обитает где-то там втуне его психики и появляется, проявляется только при определенных обстоятельствах. Образ черного человека или Тени (помните сказку Шварца?) взят, видимо, из архетипической психологии Юнга. По Юнгу архетип идентичности человека (кто я есть?), которую он формирует в себе всю свою жизнь, состоит из трех подструктур: Эго, Тени и Анимы. Архетип с точки зрения морали не может быть положительным или отрицательным. Он амбивалентен. Его можно представить в виде континуума свойств, где на одном конце располагаются позитивные качества, а на другом отрицательные. Идентифицируя себя только с образом Эго, в котором осознанно собираются индивидуально определяемые положительные психологические свойства, человек одновременно формирует и неосознаваемый образ Тени, в котором автоматически аккумулируются все противоположные качества. Парадокс состоит в том, что чем положительнее герой, чем более значительной является его личность, тем более мощной и страшной Тенью он обладает. Помните, Люцифер ведь до грехопадения был самым светлым ангелом. И имя его отсюда. Так, и Отелло, будучи очень сильным, смелым, доверчивым, справедливым, способным на великие деяния и на большую любовь человеком, обладал страшной по разрушительной силе Тенью с совершенно противоположными качествами. Эго идентифицируется еще и с определенным полом, одновременно в бессознательном формируется противоположная по полу структура. Такая структура у мужчин именуется Анимой (внутренняя женщина), у женщин – Анимусом( внутренний мужчина). Считается, что при влюбленности человек проецирует на возлюбленного образ своей Анимы. Анима - это глубоко внутренний неосознаваемый образ и часто трактуется как образ души. Анима в переводе и есть душа. По Юнгу в процессе развития личности, в ходе формирования его индивидуальности человек должен осознать бессознательные структуры своей личности, то есть взять под контроль Тень (так как избавится от нее невозможно) и познать свою Аниму. Ибо по Юнгу соединение Эго с Анимой (внутренний брак) делает человек поистине могущественной и уникальной личностью. Но соединиться с Анимой возможно только после одоления Тени, которая стоит на пути Эго к Аниме. Мне кажется, что последняя половина второго действия спектакля и есть изображение борьбы сознания (Эго) Отелло с его Тенью (Черный человек) и безуспешной попытки пробиться к Аниме (душе). В аннотации к спектаклю сказано, что Отелло сходит с ума. Читала довольно много отзывов, что этого нет в спектакле. Но по Юнгу, когда Эго (сознание) человека пасует перед его Тенью (бессознательное), а в спектакле Отелло встает на колени перед Черным человеком, то не сознание, а бессознательное начинает руководить поступками человека, иными словами он сходит с ума. В спектакле показано как Черный человек ведет Отелло за ручку как маленького ребенка (актер семенит на корточках). Что происходит с душой сумасшедшего человека? Кто знает. Может она делает попытки пробиться к сознанию, как это делала Дездемона? И обессилив, сдается? Очень сильная и красивая сцена – заключительный танец Дездемоны. Она как бабочка, попавшая в сачок, пытается взлететь и не может. В спектакле нет самоубийства Отелло, да этого и не надо. Он умирает, так как без Дездемоны, то есть без души жить не возможно. То есть убиение Дездемоны есть одновременно и акт самоубиения Отелло.

Админ: Polina Спасибо большое за такое интересный и развернутый отзыв!

RATANN: Polina , спасибо! У тебя прямо научный трактат получился! И как все верно! Polina пишет: С моей точки зрения, Холина поставила не только красивый, но глубоко психологичный спектакль. Мы буквально видим, ощущаем, чувствуем переживания, метания главных героев: Кассио, Яго, Дездемоны и Отелло Polina пишет: Холина хотела показать, что черный двойник – есть у каждого человека. Он обитает где-то там втуне его психики и появляется, проявляется только при определенных обстоятельствах. Так точно! Моим эмоциям не хватало твоего научного обоснования, а теперь, наконец-то, все, разложенное тобой по полочкам, стало предельно ясно.Спасибо тебе большое! А еще мне очень хочется узнать, как ты восприняла игру главного героя, его потрясающую мимику, и какие моменты в спектакле тебе понравились больше всего. Где-то я прочитала, что Отелло, сыгранный Григорием - монументален. Что ты об этом думаешь?

vishnja: Polina , спасибо за такой отзыв! Впечатляет! Вторая часть Вашего отзыва очень познавательна. Polina пишет: Менее всего меня впечатлили общие сцены, возможно потому, что смотрела со второго ряда. Я оценила их со второго просмотра, с балкона. Polina пишет: Гриша скорее ходил, чем танцевал. В пластике он уступает всем участникам спектакля, включая самые эпизодические роли. Вот в этом позвольте с Вами не согласиться. Григорий не уступает в пластике другим участникам, это видно в групповых сценах. Мне кажется такие движения задуманы режиссером чтобы подчеркнуть характер героя. Он солдат, полководец. Справедливый, прямолинейный и простодушный. Как и его мысли. Не представляю как бы Отелло танцевал... Даже метания его преподносятся по иному, чем у Яго. Яго мучает обида, зависть, злоба, желание отомстить. Вот он и извивается змеем, ум у Яго очень изворотливый и хитрый. А Отелло доверчивый и бесхитростный человек и движения ему присущи четкие и чеканные. Как то так. Может я не права, но двигающегося по-другому Отелло не вижу.



полная версия страницы