Форум » Театр » Медея (часть 5) » Ответить

Медея (часть 5)

Grina: Премьера спектакля 30 ноября 2011 г. Афиша: Театр им.Вахтангова, малая сцена. 25 октября 23, 28 ноября 18,21,25 декабря (19:30) Сайт театра Вахтангова: http://www.vakhtangov.ru/shows/medeya Страничка на сайте http://antipenko.com/teatr/medeya.html/ Текст пьесы http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000044-000-20-0#014 http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000044-000-40-0#015 http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000044-000-40-0#016 http://antipenko.forum24.ru/?1-2-0-00000044-000-40-0#017

Ответов - 275, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

Админ: Arwen, спасибо за интересный отзыв! Добро пожаловать на форум!

Polina: Arwen. Спасибо, за отзыв! С удовольствием прочла. Очень образно, красочно, поэтично, эмоционально и я бы даже сказала восторженно. Счастливы те артисты, которые могут своей игрой вызвать у зрителя такой катарсис. Я, к сожалению, на данном спектакле его не испытала, хотя и была заворожена игрой актеров. Возможно, потому что мои «грозы» уже отгремели, возможно, по какой-то другой причине, но эмоциональная сторона данной любовной истории была для меня менее интересна по сравнению с ее смысловой подоплекой. Мне интереснее было разобраться, почему эти двое расстались, а не то, как штормило их в тот момент. Согласна с выражением, что любовь – это жизнь. Но жизнь – это не только любовь. Я тоже в своей жизни переживала любовь, которая «сильна как смерть», но с возрастом поняла, что важнее любви Долг. Доказывать этот тезис не буду. Полагаю, каждый сам к нему приходит или нет. В истории любви Медеи и Ясона мне важнее было понять, что есть Медея и что есть Ясон, а не то как сильно они любили. Возможно потому, что в каждом из нас живет и Медея и Ясон. Это архетипичные образы.

Polina: Окончание. Когда начинаешь рассуждать о Медее или Ясоне, то вольно или не вольно начинаешь оперировать, по меньшей мере, тремя образами: мифологическим, Ануевским и Цитриняка. Медея в меньшей степени претерпела изменения. Она везде - сильная, страстная и цельная натура. Ее поступки определяются внутренними побуждениями, носят эгоцентрический характер и, безусловно, выгодны самой Медеи. Кажется, Ратанн писала: «Язон смог увидеть душу Медеи, а видела ли она его душу, и, прежде всего, хотела ли увидеть?» Если говорить о Медее Ануя, то да видела. По крайней мере, в страшную минуту расставания она сама дает ему описание – добрый, светлый, справедливый, потомок Авеля. Себя же наделяет самыми страшными характеристиками. Медея Ануя немного как бы расслаивается. Она сама рассказывает о живущей в глубине ее души маленькой девочке, которая тоже хотела быть светлой, доброй, справедливой. Хотела простого человеческого счастья. Но ей это было не дано. И для того чтобы совершить свое последнее злодеяние Медея должна была сначала убить в себе эту маленькую девочку, которая и была по ее словам «настоящей женой Ясона.» Медея же Цитриняка – другая. Она ни капли не сомневается в своей правоте, в своем праве быть такой, какая она есть. Человек должен быть героем, идти, не сворачивая, туда, куда ему хочется, невзирая на интересы других. Мечом и огнем преодолевая все преграды на своем пути, мечом и огнем вырывая себе свой хлеб, свой кусочек счастья. Она презирает другой образ жизни. Об этом свидетельствуют ее слова обращенные к Креону. (Ведь, по мнению Тени, каков Креон, таков и Ясон) В душе Ясона она замечала (возможно, хотела замечать) только сходство с собой. И когда выявились различия, она их не приняла. Медея не желает считаться с нормами человеческого общежития, не хочет быть похожей на других, Медея строит свой независимый индивидуалистический мир. Медея бесстрашна. Единственное чего боится Медея Цитриняка – это одиночества. Помните она говорит кормилице « Я потеряла отца, брата, родину…, зато я не одинока!» И перед смертью Ясону в качестве наказания: «теперь ты одинок». Страх одиночества – это еще один мотив, по которому Медея убивает себя. Ответственность за трагедию отношений этих двух Ануй, как мне кажется, возлагает на богов. Поэтому так интересна реакция Ясона на эти обстоятельства, ибо из героев пьесы он наиболее рефлектирующий субъект. Если по мифу Ясон раздавлен всеми свалившимися на него бедами. В одночасье он лишается и своей прежней семьи и новой – 5 смертей за раз переживает он. Это сломило его. То Ясон Ануя совсем другой. Мне кажется, он рисует его героем, о мещанстве которого и подумать невозможно. Ибо покой, о котором мечтает Ясон, это не бездействие, не почивание на лаврах. Это спокойствие совести, не отягощенной убийством и обманом. Воином же он продолжает быть. Чего стоит одна только фраза «Я хочу расчищать местечко для человека среди этого хаоса и мрака» «…если надо сражаться дальше, то я буду сражаться именно за эту жизнь; ни на что не претендуя». Речь идет о жизни как таковой, о жизни простого человека, вопреки обстоятельствам, вопреки законам природы, воле богов и неотвратимости смерти. Это противостояние, это вызов богам, природе и ее величеству смерти. Какое уж тут мещанство. Диалог Ясона и Медеи, на мой взгляд, – это и есть диалог жизни и смерти. Помните, как кормилица объясняет Медеи причину ухода Ясона – «Он жить хочет». И жить не по законам джунглей, где сильный убивает слабого, а по законам людей, где сильный поддерживает слабого. После смерти Медеи он говорит СПОКОЙНО: «Да, я буду жить…Я завтра же СНОВА начну терпеливо возводить жалкие леса человеческого счастья под равнодушным взглядом богов. …вновь БЕЗ ВСЯКИХ ИЛЛЮЗИЙ строить по своему подобию мир, в котором НАДО ЖДАТЬ СМЕРТИ.» Разве так может говорить человек душа, которого умерла? Ясон здесь герой, особенно, если вспомнить, что Ануй пишет эту пьесу в разбитой, разрушенной войной Франции. Это призыв к людям отстраивать жизнь заново несмотря на утраты войны и жуткие потери. Этой мысли служат и последние слова пьесы. Надо жить, жизнь продолжается несмотря ни на что. Все в этом мире возвращается на круги своя. Не так просто смерти одолеть жизнь. Ясон Цитриняка – другой. Он представляется мне каким-то половинчатым, стоящим между Ясоном мифологическим и Ясоном Ануя. Ясон Цитриняка еще помнит свое героическое прошлое, но уже утомился и стремится к обычной жизни с ее обыденными радостями. Как говорится в рекламе спектакля «Язону стал нужен низменный, непостижимый для Медеи благоразумный мир, он сломался. Он нарушил их договор, не захотел оставаться верным их мечтам» То есть по замыслу режиссера Ясон в спектакле слабее Медеи и поэтому не удивительно, что среди отзывов как профессионалов, так и простых зрителей мы нередко читаем мнение о том, что такой Ясон не ровня Медеи. Что это обычный усталый человек, в котором ничего от Ясона нет. Что Григорий играет кризис среднего возраста. Что Григорий как актер и как личность слабее Рутберг, не пара ей. У меня же сложилось другое впечатление. Образ Ясона в исполнении Григория был сложнее, тоньше, психологичнее, нежели образ Медеи в исполнении Рутберг. Именно Григорию удается убедить зрителя, что Ясона с Медеей связывала великая любовь. Как проникновенно звучат его слова: «Я стал твоим отцом, твоей матерью … Ты была воздухом, которым я дышал, водой, необходимой для жизни, хлебом моим насущным». Великая любовь и тем горше ее распад. И хотя причины ухода Ясона в спектакле свелись к его усталости, тем не менее, оставшийся Ануевский текст свидетельствует, что не низменный, а справедливый мир привлекает Ясона. В его словах звучат серьезные аргументы для разрыва союза с Медеей. Не разрушать хочет Ясон, а созидать. Не тропой войны идти, а тропою мира. Проблема Ясона состоит в том, что он одной ногой уже там, а другой еще здесь. Об этом говорит и одеяние Ясона: на ногах еще такие же армейские ботинки как у Медеи, а одет он уже как Креон. Arwen справедливо отметила (да и я об этом тоже уже упоминала), что слова Ясона не соответствуют его движениям. И танец тел свидетельствует о том, что его все еще тянет к Медее. На мой взгляд, Ясон слабее, потому что в отличие от Медеи он раздираем внутренним противоречием. Головой он решил одно, а сердце просит другого. Расставание с Медеей – осознанный продуманный поступок, но бессознательно он все еще любит. И, мне кажется, ненавидит он не Медею, а свою привязанность к ней. Голос Григория также выдает его двойственность: то по-мальчишески высок, то по-мужски громыхает, то нежно обволакивает, то звучит сухо и жестко. Он, то прямо с вызовом смотрит ей в глаза, то боязливо отводит взор. И в последней сцене Ясон также двойственен: он смотрит на крах своей семьи с ничего не выражающим лицом, но в тоже время набычившись. Его руки висят плетью, но все же сжаты в кулаки. То есть он как бы останавливает свой порыв вмешаться, а порыв есть. Мне кажется, Григорий в этой сцене одновременно играет две противоположные эмоции: протест и принятие. Поэтому и последние слова Ясона – Григория и звучат двусмысленно. Он хотел бы забыть все и возводить леса человеческого счастья. Он так решил. Но разве возможно строить счастье на крови? Помните вопрос Ивана Карамазова? «Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой. Но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулачком в грудь, и на неотомщенных слезках его основать это здание. Согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи…?» Воистину благими намерениями устлан путь в ад. На мой взгляд, душа Ясона не умерла, а будет вечно мучиться. «А теперь попробуй забыть меня». И еще одна ассоциация рождается у меня в связи с половинчатостью Ясона в спектакле, с противоречивостью его эмоций. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. … О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепел, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откровение Иоанна Богослова). Текст этот обращен не к кому-нибудь, а к ангелу, то есть лику светлому и праведному. Будет еще P.S.


Polina: Вдогонку. Забыла написать, что Григорий, на мой взгляд, гениально произносит последние слова спектакля. В них говорится о счастье, но такой сарказм, такая безнадежность звучит в них. И в то же время такая упрямая готовность делать то о чем говорится, что и не знаешь, как их воспринимать. Но звук его голоса до сих пор звучит в моей голове.

ElenaA: Нина! Ох, как же я ждала, Ниночка, такой каденции!!! Ах! Ах! Ах! Нинуль, пробрало до слез Читаю и чувствую, что воспринимаю, практически, так же. Забыла про дорогу с развилками Согласна почти со всеми твоими взглядами, доводами, доказательствами, остались капелюшечки неразрешимого..., но не от несогласия с тобой, а от того, что просто сама еще не разобралась. Спасибо Ниночка за твой такой большой труд души и мысли! СПАСИБО !!!

ElenaA: Polina пишет: Ясон Ануя совсем другой. Мне кажется, он рисует его героем, о мещанстве которого и подумать невозможно. Ибо покой, о котором мечтает Ясон, это не бездействие, не почивание на лаврах. Это спокойствие совести, не отягощенной убийством и обманом. Воином же он продолжает быть. Чего стоит одна только фраза «Я хочу расчищать местечко для человека среди этого хаоса и мрака» «…если надо сражаться дальше, то я буду сражаться именно за эту жизнь; ни на что не претендуя». Речь идет о жизни как таковой, о жизни простого человека, вопреки обстоятельствам, вопреки законам природы, воле богов и неотвратимости смерти. Да, у Ануя я тоже вижу Ясона именно так потому и в спектакле не могу отойти от автора пьесы.

Arwen: Polina пишет: Мне интереснее было разобраться, почему эти двое расстались, а не то, как штормило их в тот момент. Почему-то после этой строки я чувствую себя маленькой и ничтожной. Спектакль - это не глас вопиющего в пустыне, это не игра ради игры. Ануй писал ДЛЯ МЕНЯ. Григорий и Юлия играли ДЛЯ МЕНЯ. Они хотели задеть мою душу в первую очередь, встряхнуть ее, изменить в ней что-то, наконец! Поэтому и автор пьесы, и актеры показывают, как штормило Медею и Ясона, и это достойно внимания. И они достигают своей цели: потрясенная я подключаю мозгИ, потому что первое, что хочется осмыслить после того, как выдохнешь горе их прощания - ЗАЧЕМ? Зачем Медея и Ясон расстались, ведь правильнее "с любимыми не расставайтесь!"? Размышляя об этом, перенося эту историю на свою жизнь, и получаешь то, ради чего трудились и Ануй, и Антипенко, и Рутберг. Конечно, литературоведческие изыскания - это здорово. Но, по-моему, главное, чтобы искусство толкало /даже так!/ человека к познанию себя в первую очередь, к исправлению чего-то в себе, к самосовершенствованию, к пониманию мира. Спасибо Юле, что сыграла меня, эгоистичную в своей любви. Я взглянула на себя со стороны. Спасибо Грише, что показал мне, что "мужчины тоже плачут", что мужчина, покидающий женщину и убивающий ее этим, тоже достоин понимания. Это тот бесценный жизненный опыт, который дал мне именно этот спектакль. P.S. У нас с Григорием очень опасные профессии: мы воздействуем напрямую на чувства людей. И здесь надо пользоваться главным законом медицины - "не навреди!"

Админ: Polina Нина, спасибо за продолжение отзыва! Здорово... Arwen пишет: Ануй писал ДЛЯ МЕНЯ. Григорий и Юлия играли ДЛЯ МЕНЯ. Согласна - всё для зрителя. А каждый уже воспринимает согласно своему жизненному опыту, принципам, устоям, воспитанию... и прочее. Поэтому и получается разное видение, разные точки зрения и восприятия. И это замечательно... Читая отзывы других людей всегда ищешь что то своё или находишь что то интересное, что заставляет задуматься или пересмотреть свой взгляд на какую ни будь вещь.

RATANN: Polina пишет: эмоциональная сторона данной любовной истории была для меня менее интересна по сравнению с ее смысловой подоплекой. Мне интереснее было разобраться, почему эти двое расстались, а не то, как штормило их в тот момент. Arwen пишет: и автор пьесы, и актеры показывают, как штормило Медею и Ясона, и это достойно внимания. И они достигают своей цели: потрясенная я подключаю мозгИ, потому что первое, что хочется осмыслить после того, как выдохнешь горе их прощания - ЗАЧЕМ? Polina, Arwen , спасибо за такие мудрые замечания, хотя и абсолютно противоположные! Противоположны они лишь потому, что каждый из нас обращает внимание на то, что ему ближе, понятнее, на то, к чему расположена душа и открыто сердце. Может быть, мой взгляд покажется несколько странным и обывательским, но в спектакле я прежде всего обращаю внимание на игру актеров, пытаясь понять и разобраться, какую мысль они хотят донести до зрителя той или иной интонацией, паузой в монологах, мимикой, жестами. Один и тот же текст можно произнести по-разному, ставя акценты на разных словах. Одну и ту же сцену можно разыграть, вкладывая в нее совсем иной смысл. Спектакль Цитриняка - это его видение данной трагедии, это совместная точка зрения актеров и режиссера на пьесу Ануя, их взгляд и..."компиляция всех наших чувств"(цитирую фразу Григория, которую он произнес именно после "Медеи", еще не до конца выйдя из сыгранного им образа). Мне очень интересно понять, КАК играют актеры, ЧТО вкладывают в свою игру, разобраться, ПОЧЕМУ они так чувствуют и видят своего героев. Будь на месте Григория и Юлии другие актеры, спектакль совсем бы не походил на то, что мы видим сейчас, а будь на месте Цитриняка другой режиссер - ну, тут, я думаю, и говорить не стоит... Мне очень интересно разобраться и в игре теней на кулисах, и в звучащем ответном вое волков, в "танце" Медеи и Язона, когда он ускользает от нее, в их борьбе- объятиях, в крике, который вдруг сменяется шепотом. Интересно понять, почему же вдруг Язон "выскальзывает" из пиджака, за который так страстно и сильно вцепилась Медея, как объяснить эту и другие смены элементов костюмов, которые и есть отражение сути изменения в героях. Все это придумано артистами и режиссером вместе, а текст Ануя, как я это вижу, всего лишь условные границы, за которые нельзя выйти, но в пределах которых можно творить СВОЕ.

ElenaA: Arwen пишет: Почему-то после этой строки я чувствую себя маленькой и ничтожной. Arwen , вот это, я думаю, зря Polina совсем не хотела задеть чьи-то чувства (по крайней мере, я так поняла), ничьи взгляды она не опровергает, просто делится своими мыслями и чувствами. Ей хотелось разобраться ПОЧЕМУ расстаются (а это вся их история), вам интересней боль их разлуки - ЗАЧЕМ (то есть все, что связано с их встречей перед разлукой, что мы и наблюдаем в зале) - и это, в общем то, самое главное в спектакле, а мне очень интересно и почему и зачем, и еще все перечисленное Аней, на что я, как и она, обращаю внимание в театре. Так что мне (и, думаю, не только мне, а всем, кто читает), очень интересны мысли и чувства всех вас троих (и всех, кто делится своими впечатлениями) Театральное искусство сложно и многоступенчато: автор пьесы вкладывает свой смысл, пропускает через себя (но у него нет описаний, как в романе, только ремарки), у режиссера рождается своя идея о том, как представить данный сюжет, он тоже пропускает через себя. Артисты подчиняются требованиям режиссера, но не слепо, они так же пропускают через себя, и им еще помогают музыкальное оформление и хореография. И последняя ступень - это мы, зрители (не считая критиков, которые те же зрители, но кроме эмоций обязаны подмечать все), и вот мы, зрители тоже пропускаем действо через себя (каждый через себя). Arwen пишет: и автор пьесы, и актеры показывают, как штормило Медею и Ясона, и это достойно внимания. Еще как достойно! Какой бы гениальный не был текст, он находится в плоскости (если можно так выразиться ), объемность ему придает наше воображение, которое, в свою очередь, появляется от сигнала, находящегося в тексте, вот такой круг... Но наше воображение внутри нас, а искусство артистов свое воображение, свое видение героев, свои и их эмоции раскрыть перед зрителем - это потрясающе!!! Так что девочки, мои дорогие, умеющие так глубоко, правильно и эстетично (красиво) выразить свои мысли и чувства, делитесь на радость нам и, пожалуйста, старайтесь не обижаться на какую то неосторожную фразу собеседника, иногда, в пылу спора это бывает. А сейчас и спора никакого нет и ваши высказывания просто дополняют, обогащают эту тему. Мы не писатели и не критики, и не претендуем на это, но проговорить на форуме вслух полезно как для пишущих, так и для читающих. Ждем продолжения!!!

ElenaA: Arwen пишет: У нас с Григорием очень опасные профессии: мы воздействуем напрямую на чувства людей. И здесь надо пользоваться главным законом медицины - "не навреди!" Arwen , прошу прощения за любопытство, а какая у вас профессия, если не секрет? У нас есть тема "Давайте, познакомимся", если хотите, можете немного написать о себе.

Polina: Arwen ,RATANN ,Девочки, можно я оставлю без комментариев ваши высказывания по поводу моего отзыва? Одно только скажу, это не литературоведческое исследование, а поток сознания. Единственное, что я позволила себе, это уточнить текст цитат. Это мое восприятие данного спектакля, это, конечно, если можно так сказать, «после видение», и это только мое субъективное видение, а не претензия на объективную оценку спектакля. Хотела еще написать небольшое P.S., но так расстроилась от вашей реакции, что ограничусь одним предложением. Перевернув пьесу с ног на голову, Цитриняк создал гениальный спектакль, так как внесенные смысловые противоречия создали такое напряжение в действии, что они полностью захватывают любого зрителя в независимости от его опыта, эмоциональности и мировоззрения. И плюс к этому потрясающая игра актеров, которые тоже внесли «своих тараканов» в пьесу. ElenaA , спасибо за мудрые слова.

RATANN: Polina , извините, если я каким-то образом расстроила Вас, но я не совсем понимаю, что в моем посте обидного, и какая моя реакция так Вам не по нраву. Наоборот, я подчеркивала, что признаю разнообразные и даже полярные точки зрения в обсуждении данного спектакля, и Ваше исследование мне очень интересно и близко. Polina пишет: то только мое субъективное видение, а не претензия на объективную оценку спектакля. Мы все здесь пишем субъективно, и никто из нас не может претендовать на то, чтобы его мнение было принято за истину в последней инстанции. Каждый из нас пишет по- разному, высказываясь о том, что его волнует и интересует в первую очередь.Но у нас идет беседа, а, ни в коем случае , не спор, следовательно, наша задача - попытаться понять друг друга, а не расстраиваться из-за неосторожно брошенного слова. Мы не оппоненты, мы единомышленники с всего лишь небольшими разногласиями. Нина, прошу меня простить еще раз, если какие-то мои слова обидели Вас. Да, и еще, пожалуйста, прокомментируйте Ваш взгляд на причины изменения режиссером финала спектакля .

Polina: RATANN Можно я Вам в личку отвечу?

RATANN: Polina конечно

perception: Девочки дорогие, я таким удовольствием вас всех читаю, пожалуйста продолжайте! То что существуют такие разные взгляды, разные грани этого спектакля, лучшее доказательство глубины заложенного в нем смысла. Пожалуйста делитесь своими взглядами! Polina очень прошу вас, пожалуйста допишите ваше рассуждение так как вы задумали!

Polina: Arwen , Вам все-таки скажу, что Ваше "зачем?" - это и есть мое "почему?" То есть это последующая реакция, после эмоциональной и сенсорной встряски, которую переживаешь на спектакле. Вы описываете свои эмоции до этого вопроса, а я свои размышления после. И ответ на этот вопрос размещен не столько в последних кусочках отзыва, сколько в первых. К сожалению, он получился у меня довольно большой. В общем, краткость не моя сестра.

ElenaA: perception пишет: Polina очень прошу вас, пожалуйста допишите ваше рассуждение так как вы задумали! Присоединяюсь! Такой интересный анализ должен быть завершен Для меня очень важно разобраться в героях, в причинах, приведших к трагедии. Кажется, чем ближе подойду к пониманию, тем глубже и эмоциональней раскроется спектакль

Polina: Девочки, мне очень стыдно. Получилось, что я напрашиваюсь на комплименты и уговоры. Нет, просто я решила, что все, что я пишу скучно и никому не нужно. Я ведь говорила когда-то, что я монологизированный человек. Забиваю своими размышлизмами форум и комплексую по этому поводу. Конечно, напишу. Кстати залезла тут случайно в темку Орфея и зависла. Не слабо мы там подискутировали и "доотзывались" Мне читать было интересно. Помните, может ли Орфей считаться героем и почему врала Эвридика, да и врала ли? Сейчас, мне кажется, на такое бурное обсуждение мы уже не способны. А жаль.

ElenaA: Ничего себе скучно Даже не думай! Ждем!!!



полная версия страницы