Форум » Театр » Орфей и Эвридика (часть 1) » Ответить

Орфей и Эвридика (часть 1)

Grina: http://www.grantipenko2008.forum24.ru/?1-5-0-00000038-000-0-0#003 http://nuga.mybb.ru/viewtopic.php?id=59#p1821 Anna 27 февраля, вс 19:00 Театр Квартет-И Эвридика Премьера! на сцене ДК Зуева Эвридика:Автор Ж.Ануй Режиссёр П.Сафонов В ролях:Григорий Антипенко, Вера Веронкова, Сергей Колтаков http://www.moscow-tickets.ru/theatre/kvartet-i/evridika/ Заказ билетов на спектакль Эвридика http://www.moscow-tickets.ru/theatre/kvartet-i/evridika/?order&seance=110008

Ответов - 312, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Alana: Амира, а ведь Вы правы! Я как-то не подумала, что сделать комедию можно за счет второстепенных персонажей. Правда, Аную это несколько противоречит, но для Сафонова это самое оно. Грустно, если так и получится... Вот ведь, господин режиссер - вечно он "замахивается" на великую драматургию и все время пытается ее упростить. Зрителей что ли глупыми считает, или у самого глубины не хватает - вопросы, вопросы, вопросы...

lemka: Амира , угу, особенно если вспомнить, что один женский персонаж воплощать будет МУЖЧИНА! Не удивлюсь, если ту самую "прекрасную буфетчицу". flippables пишет: А поспорить мы еще найдем повод, надо же как-то нейрончики выгуливать Провоцируем, значить...

Амира: lemka пишет: один женский персонаж воплощать будет МУЖЧИНА! Не удивлюсь, если ту самую "прекрасную буфетчицу". И очень подозреваю, что в стиле одной "прекрасной проводницы"!


Grina: flippables пишет: Ну что, кто хочет поспорить? Завтра вернусь, продолжу спор с желающими Я всё же рискну поспорить. Или даже не поспорить, а просто описать своё видение этой пьесы. Я восприняла эту историю не как банальные взаимоотношения полов на предмет любит-не любит, а как попытку порассуждать о смысле любви, о её гранях, о справедливости, о том где таится истина на самом деле: в добре или зле, в смерти или в жизни. И что на самом деле представляют из себя добро и зло, что есть смерть и жизнь. А персонажи - это краски, которыми автор рисует свою мистическую картину. И тот чистый и светлый юноша, талантливый музыкант, трогательный сын, которым предстает перед нами Орфей первоначально, становится ханжой, ревнивцем, истериком, который любит не живого человека, а образ, который нарисовало его, жаждущее ярких эмоций, воображение. Его стремление жить в конечном итоге убивает ту, которой он клянется в вечной любви. И убивает он её дважды. Второй раз он убивает её только потому, что первое убийство его ничему не научило и не могло научить. Он слишком мелок для того чувства, которое подарила ему Эвридика. А сама Эвридика, которая накопила немалый жизненный опыт, прошла и огни и воды, многое познала и казалось бы должна была зачерстветь, на поверку оказывается кристальной душой, способной на великую любовь и готовую на жертвы ради этой любви. Не помню, кому принадлежит выражение: "Никогда не оправдывайтесь, друзьям это не нужно, а враги не поверят". Очень верно для данного случая. Эвридика поняла, что объяснить ничего нельзя, да и не нужно. Орфей должен был либо принять её такой, какая она есть, либо он не принял бы её никогда. После его рассказа про память, которая навсегда остается с человеком и никогда его не покидает и, самое страшное, что ничего с этим поделать нельзя, она поняла, что ничего не нужно объяснять, не нужно оправдываться. А когда к этому прибавилось его описание своей возлюбленно, вернее того образа, который он себе нарисовал в воображении, то стало совершенно понятно, что любит он не Эвридику, а своё представление о ней. С ложью жить в любви невозможно, а правду нельзя сказать. Вот она и ушла. flippables, Вы говорите, что Орфей был честен. Но ведь ему и скрывать-то было нечего. У него не было боевого прошлого. А у неё было. И его реакция на маленький невинный кусочек этого прошлого в лице Матиаса, была весьма красноречива. Орфей не простил бы ей этого прошлого. Он мог бы сделать вид, что простил, но на самом деле он бы не смог. И тогда начался бы новый виток лжи. Только теперь уже с обоих сторон. Они оба делают вид, что всё хорошо, но оба понимают, что всё плохо. Это убило бы любовь и опошлило их отношения. Вот этого храбрая и мудрая Эвридика допустить не могла. Знаете, для меня эта пьеса по глубине мысли ассоциируется с "Мастером и Маргаритой" Булгакова. Мне кажется, что Мастер и Маргарита как раз достигли той самой абсолютной любви, которую не смогли при жизни достичь Орфей и Эвридика. И заметьте оба автора убеждены, что только Смерти по силам сохранить любовь. Извините за сумбурную передачу мыслей. Я как всегда через чур эмоциональна.

Tatty: Восхищена глубиной Вашего восприятия и точностью передачи смысла!!! Не смотря на сумбурную передачу мыслей захотелось дочитать-таки Орфея и перечитать, наверное в 15-й раз "Мастера и Маргариту"

Grina: Tatty, спасибо на добром слове. Знаете, я Мастера и Маргариту держу всегда возле себя, как настольную книгу. Ни одна другая не вызывала у меня такого потрясения.

flippables: Спасибо, что поддержали диалог.. Интересная трактовка, хорошо изложено, как всегда.. Примерно чего-то такого я и ожидала. Продолжим Grina пишет: Не помню, кому принадлежит выражение: "Никогда не оправдывайтесь, друзьям это не нужно, а враги не поверят". Очень верно для данного случая. Да, оправдываться и не надо, Эвридика пытается именно оправдываться вначала. Нужно быть честным, ведь можно не унижаясь, честно рассказать о своем прошлом и пусть Орфей любит или не любит ее такой какая она есть с ее жизненным опытом, неиспорченной душой и добротой. Трусость это и обыкновенное малодушие прикрытое высокими мотивами и тонкой душой - она же все равно ушла, могла бы дать мальчику шанс поучиться жизни и разглядеть и понять ее.. Ах, она не хотела разрушать его представления об идеальной Эвридике? Она не дала ему никакой возможности расти в любви, сама все задушила собственными руками. Да может быть она не верила в то, что она может сама любить Орфея всю жизнь, поскольку и раньше была человеком увлекающимся и похоже она сама до конца не уверена, что Орфей это надолго. У нее просто не хватает смелости выбросить записку и не ехать никуда, или же показать записку Орфею и потом уже думать и смотреть, что делать. Она обкрадывает Орфея, принимая все решения за него. Она уже имеет жизненный опыт, он - нет (справедливо сказано), однако именно поэтому она должна лучше понимать как при внешней опытности сохранить внутренний идеализм. Но она это не понимает, а идеализм ее истошно-прощальный, озлобленный на мир и на свою жизнь. И даже тот дар (любовь Орфея), который наконец ей был дан за все ее страдания, она не может принять открыто. Grina пишет: А когда к этому прибавилось его описание своей возлюбленно, вернее того образа, который он себе нарисовал в воображении, то стало совершенно понятно, что любит он не Эвридику, а своё представление о ней. С ложью жить в любви невозможно, а правду нельзя сказать. Вот она и ушла. Конечно, он же идеалист-музыкант, но он был готов к росту, а она как раз нет. Орфей идеалист-оптимист, она идеалист-пессимист, которому еще и жить надоело. Эвридика (тихо). И постыдное и грязное тоже... Мы будем очень несчастны. Орфей (обнимает ее). Какое счастье! +++++++++++++++++++++++++++++++++ Она его только встретила и уже это!! Эвридика (после короткого раздумья). Хорошо. Но, может быть, вы поступаете так потому,— судя по вашему ангель-скому виду, вы на все способны,— потому, что в глубине души думаете: «Почему бы мне не поклясться ее жизнью? Чем я рискую? Если она умрет как раз в ту минуту, когда я захочу ее бросить, это, в сущности, будет гораздо удобнее. Ведь мертвую бросить легче, — ни сцен, ни слез...». О, я вас знаю! Орфей (улыбаясь). Да, весьма хитроумная мысль, но мне она как-то не приходила в голову. Смотрим на реакцию Орфея, она очень даже трезвая и жизненная. Эвридика тут в значительной степени больший идеалист, нежели Орфей. Grina пишет: храбрая и мудрая Эвридика допустить не могла. С этим хотелось бы поспорить, если бы она была действительно мудра, она бы поступила совсем иначе. Это трусость и малодушие.. Grina пишет: И заметьте оба автора убеждены, что только Смерти по силам сохранить любовь. А у Ануя еще и весь реальный мир такой отвратительный, что из него хочется уйти в потусторонний мир. Т.е. у Ануя все перевернуто - земля, это как бы Ад (фарсово-сатирический), а потусторонний мир - рай, приносящий удовлетворение героям. И все же по жизни, это порочная позиция слабого и малодушного человека, который не в состоянии принять великий дар любви, если ему преподнесли эту драгоценность в лоскутном одеяле. Он с отвращением отталкивает омерзительное лоскутное одеяло, вместе с тем, что в нем. Слабые, слабые люди, не заслуживающие земной любви, потому что за нее надо бороться, а они уже сдались, сразу же сдались.. позорно сдались.. Grina пишет: А сама Эвридика, которая накопила немалый жизненный опыт, прошла и огни и воды, многое познала и казалось бы должна была зачерстветь, на поверку оказывается кристальной душой, способной на великую любовь и готовую на жертвы ради этой любви. . Еще большей идеалисткой, чем Орфей, идеалисткой, уже готовой сдаться.. Смотрим здесь: Эвридика. Да-да, герой, который ничего не слышит, ничего не чувствует, который уверен в себе и идет вперед напролом, не оглядываясь. О, еще бы, вам легко,— теперь, когда вы взвалили все бремя на меня... Вы тут разглагольствуете бог знает о чем, вы воскрешаете — и как раз в тот момент, когда этого совеем не ждешь,— все грязные парочки, которые копо-шились в этих четырех стенах, вы пачкаете нас липкой смо-лой истасканных слов, а потом и в ус не дуете. Вы отправ-ляетесь обедать, объявив: все хорошо, зажглись огни, пахнет чесноком. Кстати, почти все реплики о том как несовершенен и отвратителен мир принадлежат именно Эвридике. И кто больший идеалист, и кто бы не выдержал будущую жизнь? Т.е. Эвридика со своим жизненным опытом находит мальчика-идеалиста без опыта, почему именно Орфей ее заинтересовал? Да потому что он был удобным средством и орудием чтобы уйти из этой грязной жизни под мощные закатные звуки первой и чистой любви. Именно поэтому она сразу же требует от него клятву, как бы провоцирует его и постоянно говорит, что умрет.. Именно поэтому она так легко бросает Матиаса - она просто мало ценит жизнь и свою и чужую жить ей уже не хочется.. Ей хочется напоследок испытать мощное чувство чистого мальчика и потом уйти.. Фух.. утомилась.. уже повторяться начала..

Alana: А может быть в понимании пьесы стоит думать от мифа? Что там, какие мотивы, причины и следствия и какие мотивы, причины и следствия у Ануя. Если миф о любви, то пьеса Ануя об отсутствии любви - в земной жизни, по крайней мере. О том, что время убивает красоту, чувства и желания... Возможно, что все персонажи тоже интерпретированные герои мифа. Ну, например, г-н Анри - царь Аид, буфетчица - Персефона, родители - менады...

lemka: А у меня возникла ассоциация г-на Анри с Хароном. Однако "прекрасная буфетчица" и Персефона это довольно смело. Я, наверное, еще в том счастливом возрасте, когда вещи, подобные "Эвридике" Ж. Ануя, нравятся, кажутся не лишенными глубины и психологизма. На мой взгляд, это произведение нетривиально, поднятые автором темы любви-предательства, правды-лжи воплощены в оригинальной форме, а герои хоть и вполне реалистичны, но так же далеки от реального мира, как те самые дриады, Стикс или вечная любовь. Своеобразные диалоги могут, наверное, кого-то отпугнуть, но в то же время эта нервно-стокаттная манера чудесным образом передает трепет влюбленных, мгновенно перенося в их мир, в другие эмпиреи, где есть место только для них двоих - для Орфея и его Эвридики. На какой-то миг, длящийся сутки, влюбленным удается отряхнуть прах пошлости и праздной суеты со своих ног, но... они не мифические персонажи, а реальные люди, земная же жизнь - увы и ах! - груба и цинична. Погубил ли Орфей свою любовь? Или Эвридика оказалась не достойна этого высокого дара? В обоих случаях мой ответ - "да!" Более того, мне мнится, что Ж. Ануй в своей пьесе подчеркивает иллюзорность самого этого чувства, недостижимость и скоротечность гармонии, называемой любовью. Недаром нам рисуется ужасающая картина того, что время и привычка сделали бы с "великой страстью" новоявленных Орфея и Эвридики! Может быть то, что их любовь прервалась на самом пике, это ... счастье? Или просто именно эти люди не умеют любить, не готовы к тому, что чувство надо беречь, холить, лелеять, взращивать? Способен ли Орфей на это? Отнюдь. Он из тех, кто берет, но умеет ли он отдавать? Не думаю. Душевная щедрость ему чужда, равно как недоступно ему великодушие, он даже в своей любви мелок: слишком буржуазен, чтобы отринуть прошлое, начать все с чистого листа. Какая разница, что и как было в жизни Эвридики до него, ведь он любит эту девушку сейчас? Но Орфей не умеет прощать, он слаб духом, эмоционально примитивен, он готов любить только совершенство. Потому и получает в результате не живого человека, а его тень, безупречную форму, лишенную души. Эвридика, конечно, мудрее Орфея, но, к несчастью, эта та мудрость, которая дается вкупе с опытом. И именно этот опыт диктует: «молчи!», ведь реакция возлюбленного на то, что она совсем не так наивна и чиста, как ему бы хотелось, весьма показательна. А Эвридика жаждет любви и счастья, пусть мимолетного, вот и решается на обман. Трагедия в том, что она знает - ее любовь обречена, но девушку ведет вера, что любимому она может быть дорога такая, какая она есть «здесь и сейчас». И Орфей самовлюбленно гордится ею, своим солдатиком, смелым, верным, послушным, не дающим другим мужчинам никаких надежд. С Орфеем она может быть самой собой, без фальши, безо всего наносного, но ему этого мало! А дать больше самой себя, дать ему идеал Эвридика не в силах. Орфей, не ведая того, вынуждает ее уйти, исчезнуть, ускользнуть. Разумеется, Эвридика вполне могла бы объясниться со своим возлюбленным в обшарпанном, загаженном сотнями потных, сливающихся в «любовном экстазе» тел, номере, но это было бы равносильно тому, чтоб низвести и их отношения до уровня пошлой интрижки. А данный Орфею и Эвридике второй шанс лишь доказывает – оба они оказались беспомощны перед испытанием любовью, оба не заслуживают этого великого чувства. С одной стороны - ложь, которая губит любовь, с другой - правда, которая ее не воскрешает. Все эфемерно, все тщетно, все пустое… Прошу пардону, я, как всегда, немногословна.

Grina: lemka, ты умочка. Я бы так не смогла сформулировать. Вот что значит образование. Я с тобой согласна на все сто. Именно поэтому с содроганием думаю о том, какая из этой пьесы может получиться комедия.

lemka: Grina пишет: с тобой согласна на все сто Ура, ура, ура! Grina пишет: Именно поэтому с содроганием думаю о том, какая из этой пьесы может получиться комедия. Я согласна в этом отношении с Амирой: комический акцент будет на второстепенных персонажах, а Орфей с Эвридикой станут являть ту самую "лирическую" часть.

Grina: lemka пишет: Я согласна в этом отношении с Амирой: комический акцент будет на второстепенных персонажах, а Орфей с Эвридикой станут являть ту самую "лирическую" часть. Этакие Коломбина и Арлекин, Господи прости.

lemka: Grina , Арлекин очень славный.

Grina: lemka, да-да, сладенький такой Арлекинчик получится. Куда только брутальность при этом девать?

lemka: Grina пишет: Куда только брутальность при этом девать? А актерское перевоплощение?! Пара афоризмов от Ж. Ануя: Любовь - это прежде всего принесение в дар самого себя. В любви с первого взгляда всего удивительней то, что она случается с людьми, которые видят друг друга годами. Тот, кто был счастлив в любви, не имеет о ней никакого понятия. Читать нужно только старые газеты. Лет через десять все плохие новости кажутся просто смешными. Святость - тоже соблазн. Женщина всегда сочувствует ране, которую нанесла не она. Каждый думает, что Бог на его стороне, а богатые и могущественные это знают.

Grina: lemka пишет: Пара афоризмов от Ж. Ануя: Всего пара?..

hali: Grina lemka flippables Спасибо! Девочки как вы пишете, это чудо как хорошо. Ваша аналитика мне понравилась больше, чем пьеса Ануя. Подозреваю, что вы и прочитали больше, чем там было написано. Может самим уже сценарий для Г. А. подходящий написать?

flippables: Grina пишет: Всего пара?.. Лемка человек увлекающийся, и за это тож любим.. hali пишет: Девочки как вы пишете, это чудо как хорошо. Ваша аналитика мне понравилась больше, чем пьеса Ануя. Подозреваю, что вы и прочитали больше, чем там было написано. Спасибо

Амира: hali пишет: Подозреваю, что вы и прочитали больше, чем там было написано. А у нас на форуме традиция такая - читать больше, чем написано, приукрашать своими вариантами и ещё иллюстрации ваять (одна "Паника" чего стоила)!

Tatty: Дочитав Эвридику, решила поделиться и своим взглядом на персонажей и пьесу. Сначала об Орфее: С первого же действия, он вызвал у меня легкое раздражение. Почему? Потому что не люблю мужчин, которые жалуются на свою жизнь и пытаются (пусть даже в глубинных мыслях) свалить ответственность на окружающих. И более того, думают, что жизнь изменится, если этих окружающих не станет. Отношение Орфея к отцу (к человеку, который его вырастил, выкормил, в конце концов обучил профессии) говорит о многом. Потом в его жизни появляется Эвридика – нечто новое, прекрасное, непривычное, от нее трудно оторвать взгляд. Любовь ли это? – или мечта о другой жизни для себя, о той идеальной жизни, которая у него должна быть, потому что он молод, красив, талантлив, которую он, по его мнению, заслуживает. Да, может быть, это и есть любовь – иллюзия, которую мы создаем в своем сознании… Одна ночь любви проходит, возникают обстоятельства, от которых его новая жизнь перестает быть идеальной, любимая оказывается не такой «чистой» и непорочной, какой она ему виделась по началу, его сжигают сомнения и ревность. И ее смерть, пожалуй, самый логичный на данный момент исход. Но с чем он остается после ее смерти – вокруг него лишь пустота, лишь с ней он был по настоящему жив. И вот тут уже он встает перед выбором: жить ли ему дальше той ничего не значащей, унылой и однообразной жизнью или умереть, но продлить для себя те 24 часа счастья, только в которые, собственно, он и жил. Теперь об Эвридике. Девушка, у которой в жизни были грязь и унижения, девушка, мечтающая о чистой любви… Она мечтает, она ее находит, для нее Орфей идеал. Но она, разве она достойна его, ведь вся грязь навсегда останется в ее душе, она не может себе позволить «запачкать» своим прошлым своего любимого. И она покидает его. Смелая, сильная Эвридика. Да, для нее тоже нет места в этой жизни, ведь жить по старому она уже не может, а новой идеальной жизни, по ее мнению, она не достойна… Две противоположности, которых свела ЖИЗНЬ, но соединить смогла только СМЕРТЬ. Вот так мне видится эта пьеса сразу после прочтения. Не судите строго. Хочу заметить, Григория в образе Орфея я не представляю. Зато я его отчетливо вижу в образе г-на Анри, Князя тьмы. Мне кажется, он был бы очень органичен в этой роли.



полная версия страницы