Форум » Театр » Орфей и Эвридика (часть 5) » Ответить

Орфей и Эвридика (часть 5)

Grina: http://www.grantipenko2008.forum24.ru/?1-5-0-00000038-000-0-0#003 http://nuga.mybb.ru/viewtopic.php?id=59#p1821 Anna 27 февраля, вс 19:00 Театр Квартет-И Эвридика Премьера! на сцене ДК Зуева Эвридика:Автор Ж.Ануй Режиссёр П.Сафонов В ролях:Григорий Антипенко, Вера Веронкова, Сергей Колтаков http://www.moscow-tickets.ru/theatre/kvartet-i/evridika/ Заказ билетов на спектакль Эвридика http://www.moscow-tickets.ru/theatre/kvartet-i/evridika/?order&seance=110008

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Alana: Кто-нибудь знает, как режиссер в итоге сформулировал жанр спектакля? Я ведь таки забыла купить программку

ElenaA: lemka пишет: Извиняюсь, и что же в нем героического? Странно, что этот вопрос прозвучал. На него уже ответил сам автор, у меня лучше не получится Не думаю, что Ж.Ануй, создавая эту пьесу, хотел показать личностную несостоятельность Орфея, акцентировать внимание на его сомнительной гениальности, жалкой никчемности. Если Орфей жалок, ничтожен и не герой, тогда о чем пьеса? lemka пишет: история любви рассказана вне времени Вот именно, прежде всего - это история любви и, я согласна, рассказана она вне времени. Прошу прощения, с датой я напутала, это, действительно, 1942 год. Почему драматург не отразил текущие события, а написал о любви? Наверное посчитал, что в такое трудное время ничто так не сможет поднять дух людей, как гимн ЛЮБВИ. Потому что, как бы замылино, банально это не звучало, но любовь - это сама жизнь, ее главный духовный двигатель. Мне очень нравится эта пьеса, меня она встряхивает, колошматит и дает силу противостояния. Дают силу Орфей и Эвридика, и их любовь - такая несовершенная, какая есть. Они вспыхнули и погасли, но оставили яркий след.

lemka: ElenaA , дело в том, что и мне пьеса очень понравилась, остановила, заставив вновь задуматься о многих мещах. Однако я трактую образ Орфея иначе, чем Вы и, возможно, Сафонов с Антипенко. Я не вижу в Орфее героя: он слаб, нерешителен, зависим и именно любовь поднимает его над самим собой, делая в чем-то лучше и пробуждая в нем то, что спало. Может быть, не самые замечательные черты. Но в такоем случае и все мы, любившие и любящие, - герои? ElenaA пишет: Не думаю, что Ж.Ануй, создавая эту пьесу, хотел показать личностную несостоятельность Орфея Ж.Ануй брал некую абстрактную личность, лишь слегка "очеловечивая" ее. На мой взгляд, в его пьесе этот персонаж - самый невнятный, что и позволяет его видеть абсолютно по-разному разным людям.


ElenaA: lemka пишет: Я не вижу в Орфее героя: он слаб, нерешителен, зависим и именно любовь поднимает его над самим собой, Как это говорится, "героями не рождаются, ими становятся" при определенных обстоятельствах. Хотя Ануй проводит мысль о том, что поведение этих людей предопределено. С ними может ничего и не случиться за всю жизнь. И они могут ничем особенным не отличаться от других людей. Но если обстоятельства поставят перед выбором, они поступят именно так, а не иначе. Конечно же, у Ануя абстрактные, собирательные образы, и не только главных героев, но и всех окружающих их людей и он не стремится показать их ангелами небесными, наоборот наделяет их и отрицательными чертами тоже - главных героев в меньшей степени, остальных - в большей. Очищающую и возвышающую силу любви на ангелах показать было бы сложней. lemka пишет: Но в такоем случае и все мы, любившие и любящие, - герои? Наверное, смотря как мы это понимаем. Отец Орфея утверждает, что он тоже любил. Мать Эвридики говорит: мы тоже любили, но мы же не умерли?" Это по тексту. А в жизни, вполне может быть есть случаи и даже не так мало, учитывая количество людей на планете, когда приходится совершить что-то значительное во имя любви, тем более если учитывать любовь не только между мужчиной и женщиной. Вы правы, сколько людей, столько мнений, все видят по-разному. Никого не агитирую. Хочу только сказать, что для меня Орфей не является невнятным. Да, Эвридика более ясный и понятный персонаж. В студенческие годы я с удовольствием написала бы по ней монографию. Орфей сложней и потому для меня интересней. Я понимаю его и люблю и именно он ставит в конце завершающий аккорд.

Alana: lemka пишет: Однако я трактую образ Орфея иначе, чем Вы и, возможно, Сафонов с Антипенко. Я не вижу в Орфее героя: он слаб, нерешителен, зависим и именно любовь поднимает его над самим собой, делая в чем-то лучше и пробуждая в нем то, что спало. Согласна. Если играть сразу героя, то за счет чего актеру строить развитие образа? В пьесе-то как раз идет речь о взрослении души персонажей, о том, как меняет их чувство, которое появилось внезапно, что называется "как снег на голову". И они, по сути еще дети, оказались один на один и с этой любовью и друг с другом. Каждый из них хочет казаться лучше, а потому где-то лжет, что-то скрывает, чего-то недоговаривает, идеализирует, что и приводит к трагедии. Орфей не герой до самого финала, пока не решается на свой главный выбор - уйти вслед за Эвридикой. Это окончательный момент взросления Орфея. Я сейчас не настаиваю на том, что он должен быть молод и юн, т.к. инфантильным может быть и взрослый человек. Сафонов делает героя именно таким. Иначе зачем ему Антипенко в роли Орфея? Мне кажется режиссер пытался рассказать про то, что происходит с уже зрелым человеком, когда его накрывает любовь. Ключевое слово здесь "пытался"

lenin: lemka пишет: что и позволяет его видеть абсолютно по-разному разным людям. Да, интересный вопрос - герой или не герой Орфей. Я тоже думаю, что сколько людей, столько и мнений, каждый по разному видит Орфея. Вот в чем героизм Орфея, что ради и во имя любви он решился на такой шаг, как пойти за своей любимой, т.е. умереть и тем самым с ней воссоединиться. А с другой стороны - может это как раз слабость, он не захотел всю оставшуюся жизнь страдать без своей любимой, мучатся, постоянно думать, причинять себе боль воспоминаниями о ней, может он испугался, что ничего в жизни уже лучшего не добьется и будет влачить такое же убогое существование, как его отец или ее мать, может быть он боялся, что никогда в жизни у него больше не будет такой сильной любви как к Эвридике, он не испытает таких чувств? Может все эти мысли промелькнули у него между фразой -"Я не хочу умирать" и "До встречи", и он смалодушничал, и решил пойти по дороге меньшего сопротивления, он поверил в такое "страшное" описание Жизни г-ном Анри и повелся на такие "красивые рассказы" его о Смерти и...шагнул. Вот что есть героизм, а что малодушие?

Админ: Alana пишет: Можно что-то сделать, чтобы они не могли таскать наши посты по всему инету? Можно "закрыть"форум и сделать доступным только для своих, но за 100% результат не ручаюсь. Если назрела такая необходимость, то можно обсудить проблему, но не здесь, а в Беседке, например.

Ten': Ну, пора! "Кровь давно ушла в землю и там, где она пролилась,уже растут виноградные гроздья." Но чтобы вино не превратилось в уксус...Театр - искусство площадное. Нет другого рода искусства, более текучего, более меняющегося и пластичного - в разных эпохах, в разных странах, в разных ...головах, в конце концов. Одно литературное произведение может вызвать кучу споров: ах, что же хотел сказать автор? А пьеса - она вся недосказанность. это настолько азбучная истина, что удивительно слышать мнения о том, что режиссер поставил неправильно, актер не раскрыл и не донес, а актриса вообще не соответствует чьему-то представлению. "Орфей и Эвридика" - пьеса своего времени и пьеса на века. Траги-фарс-траги-лирика-траги-буффонада-выбирай любое. Сафонов предпочел яркие,крупные,контрастные мазки, вахтанговскую школу, где-то "нуворишскую" постановку(как говорил Г.А. о "Пигмалионе") Честь и хвала! Это мощно, это резко. это дерзко-и -раз это вызывает такие ожесточенные споры-это живо! Не скрою, когда я перечитывала пьесу и видела своего Орфея, моя картинка была более лиричной, пастельной. Ну что поделаешь,новое поколение выбирает... Одна очень умненькая девочка, заканчивающая питерский "Кулек", доказывала мне, почему сейчас актуален и любим Сорокин. Люди стали более толстокожими, для того,чтобы наступил катарсис, нужны сильные художественные средства. По мне так ближе Тургенев, и легкого прикосновения достаточно, электрошокер не нужен. Но это уже тонкости перевода. Итак, "Орфей и Эвридика". Орфей в пьесе - это и вариация мифического героя, и человек из плоти и крови. Как грустно и беспросветно его существование! Отец-и любимый, но как гиря на его ногах. Орфею не дорога жизнь: забери ее в этот момент- не было бы ни истории, ни героя, ни пьесы. Эвридика под стать ему: одна болевая точка-маленький администратор, которого она приручила. Они на пороге чего-то, они еще не герои. Но выбрал же их господин Анри! Заметьте, они еще не увидели друг друга, они еще не "глотнули полной грудью эту смесь",а он уже сидит, как кондор. Веселый такой кондор, помесь Абадонны с Коровьевым. Оказывается, это Смерть выбирает из людей тех,кто может называться героем, "с бледным лицом и кровавой раной у виска". Как Орфей и Эвридика безумно прекрасны и органичны,когда они счастливы! Это рождение любви на наших глазах настолько завораживающее! И здесь они такие что ни на есть из плоти и крови.Орфей такой лукавый, опытный и по-щенячьи наивный одновременно, он точно как на картине Шагала "Прогулка"(люблю я видеть счастливого Гришу, так бы и полетела за ними в небо, как коза со скрипкой) А Волкова какое чудо!Небрежная речь парижского подростка, изломанность циничной девочки,которая полна чистоты, юности и горечи, броня перед взрослым миром и незащищенность перед жизнью вообще. И все их движения,пока они в эйфории от своей любви, так естественны.(Отдельное спасибо Леониду Тимцунику). Потом, когда трагическое начало возобладает, чуть-чуть будет тяжеловат в пластике Орфей,да и с речью порой заминки. (Уж простите, Григорий!) Но это все премьерные волнения, спектакль не стоит на месте. Опять-таки цитата из Г.А. "сыграли-то еще всего ничего" А пока, Орфей, орудующий смычком, как шпагой - восторг полный! Да он не только Дон Кихот по жизни, он еще и маленький зелененький кузнечик. Не знает еще, что лягушка уже наготове. Теперь самое трудное: Орфей страдающий. Здесь невозможно быть объективной, потому что эта белая ниточка, проходя через мое сердце, выходит оттуда красной. Но женщины более чуткие, я в этом очередной раз убедилась. Ведь именно Эвридика понимает, что волна прошлой жизни не оставит, догонит и накроет.Орфей еще заливается соловьем, а она уже прочитала это злосчастное письмо. Да, она хотела бы быть таким милым солдатиком, и она уже была им ,только каждое слово Орфея как следующий гвоздь... Как это было сыграно, браво Марии Волковой! Когда все открылось для Орфея - недоумение, обида, легкое презрение с высоты своей любви - и потом поглотившее его "зеленоглазое чудовище".И почему, уже получив надежду вернуть Эвридику, он убил ее вновь? Ведь он так хотел горячего кофе поутру и что-нибудь поесть. Но тяжести всего-всего-всего не могут они переносить, эти наши сильные слабые мужики, начинают перекладывать на плечи женщин. Вот накатило, не мог не упрекнуть - и добился своего! Так герой или не герой? Ломайте пики, господа! Теперь просто что в голову пришло.Мне всегда казалось, что по сути ничего отвратительного в земной, грешной жизни других персонажей пьесы нет. Отец Орфея жалок, но по-своему артистичен и мил. Колтаков (как я боялась полного повторения Дулитла!) меня очень порадовал. Читая восторженные отзывы о его игре, не хотела увидеть перетягивания одеяла на себя, и этого не случилось. Последняя сцена - апофеоз его героя, отец искренне хочет помочь Орфею, рисует такие радужные картины и лишь потом увлекается и становится пламенным трибуном, уже не замечая, как с каждым словом все больше отдаляет Орфея от жизни. И Смерть бьет в литавры. Зрители первых спектаклей горевали, что блистательная игра Колтакова вызывает смех и аплодисменты публики, и это очень диссонирует с Орфеюшкой нашим, который сидит и плачет. Вот тут бы не переиграть, молила я, не хочу, что герой рвал страсти в клочья и грыз кулису. Но все то ли само устаканилось, то ли Сафонов подсказал: Колтаков вел себя мягче, а Григорий играл трагедию статикой, и только бьющаяся жилка и слезы, ушедшие внутрь, показывали, как ему больно. Отдельно о костюмах. На первых фотографиях со спектакля они выглядели по меньшей мере странно, а в ткани самого действа очень точны и уместны. Платье Эвридики в чем-то повторяет наряд ее матери, но налицо и бунт - эта смешная шапочка. Заломленная шляпа и потертое пальто с нелепым скомканным шарфом удивительно подчеркивают неприкаянность вечного странника Орфея. Метаморфозы с костюмом портье явно умышленны, но еще не поняла,надо пересмотреть.Вульгарные, точно клоунские наряды матери Эвридики и Венсана - это уж Сафонов с его любовью к контрастам. И отсюда ход к этим героям. Начну с увиденной( или привидевшейся) метафоры: на сцене господин Анри берет в ладони песок и высыпает его - так жизнь проходит сквозь пальцы Смерти. Орфей тот же песок отбрасывает в ярости: "Я возвращаю ваш билет!" А мать - она сыплет на сцену,где провела большую часть жизни, сахар - но загаженный мухами. Добавьте трагедии в ее героиню, не заслужила она только фарса. Пусть она скажет хоть одну фразу, где слышна ее боль за дочь, и, мне кажется, постановка обретет чуть большую глубину. Счастливого плавания спектаклю! И последнее: Колумб! Краешек Америки уже виден. Не поверни обратно и остерегайся рифов. Помни - судьба выбрала тебя!

ElenaA: Alana такое ощущение, как будто мы не дослушиваем друг друга. Ведь я тоже не писала о том, что Орфей герой с пеленок. Перед нами обычный человек, который проходит определенный путь до принятия им главного решения. И какая разница, когда он его принял. Да, в конце пьесы. Но принял он именно это решение. А принял бы другое и это была бы уже совсем другая песня. А так, Орфей и Эвридики для нас - "поющие в терновнике" - один раз в жизни, но как...минуя эпохи и поколения мы их слушаем и сопереживаем, и верим. И Ж.Ануй говорит в пьесе открытым текстом о том, что есть порода людей - герои, их очень мало. И есть, которые для жизни. Alana пишет: инфантильным может быть и взрослый человек. Сафонов делает героя именно таким. Иначе зачем ему Антипенко в роли Орфея? Я думаю, что точность возраста должна быть соблюдена в кино, в театре всегда допускалась неточность, приблизительность, плюс грим. А Григорий еще пока смело может играть молодых людей от 27 и выше. На минус десять он пока еще тянет. Не поняла только, что общего между любовью и инфантильностью? Если уж любовь накрыла, переживания будут одинаковые не зависимо от того 20 или 30 тебе лет и поведение мало чем будет отличаться. Вот дальше, за сорок, наверное отличия будут существенными, мне каца

lenin: Ten' , просто БРАВО! Но как, после такого великолепного отзыва, можно писать еще какие-то свои (это я про себя), я не знаю. Замечательно, честно на многое я буквально посмотрела, как впервые, новыми глазами. Спасибо! ElenaA пишет: Вот дальше, за сорок, наверное отличия будут существенными, Оооо, как все непредсказуемо - "теперь день - это не его пора, а вот когда стемнеет, когда стемнеет, то там, наверху, происходят удивительные чудеса"(с) Жизнь непредсказуемая штука, с кучей неожиданностей, метаморфоз и парадоксов.

Grina: Ten' , браво, бис, снимаю шляпу. Вы это так красиво написали, я зачиталась. И ещё больше захотела увидеть спектакль своими глазами. Честно говоря, даже не хочу вмешиваться в спор: герой Орфей или не герой. Когда мы разбирали пьесу ещё до спектакля, то я не видела в Орфее героя, не видела сильной личности. Он был мне не очень интересен. Именно поэтому я была в недоумении от того, что играть Орфея будет Григорий. Ведь Гриша харизматичен, а Орфею, мне казалось, харизма не свойственна по определению Ануя. Как подает этот образ Григорий судить не могу, не смотря на многочисленность фотографий и даже отрывки из спектакля (спасибо Галине и Респект ), потому что не видела спектакля. Опираясь на отзывы рискну предположить, что наш Орфей вознесен любовью, именно она делает его сильным, способным принять решение. Это ли играет Гриша? Или не смотря на пережитые чувства он остается слабым, предпочитая жизненной схватке благополучную кончину? Ещё в юности, со свойственным мне тогда максимализмом, решила для себя, что самоубийство - это неизменно проявление слабости человеческой души. С годами впечатления сгладились, начала видеть нюансы, полутона, но убежденность осталась, чаще всего на самоубийство идут люди, не способные заставить себя бороться за жизнь. Так кто же он, наш Орфей, герой или слабак? Для меня вопрос открыт.

lenin: Grina пишет: Так кто же он, наш Орфей, герой или слабак? Для меня вопрос открыт. Да, все так неоднозначно, чтобы решиться самолично уйти из жизни, на это нужна достаточная сила духа, ну и чтобы остаться - тоже, чтобы мучатся и страдать, даже не физически, а духовно и не знаешь, что лучше. А может быть, так сложилось и не было бы никаких страданий по жизни, помучился бы Орфей какое-то время, да и успокоился бы с кем-нибудь еще, но, тогда это был бы не Орфей. А он поступил, практически не раздумывая, под действием на тот момент своих чувств и желания тот час увидеть Эвридику, и наверно герой он или не герой, не так уж важно. Наверно героизм как раз в том, чтобы не раздумывая, ради любимой (го) шагнуть в пропасть и ...трава не расти.

ElenaA: lenin Орфей ошибается, дает волю ревности, сомнениям и тем все рушит. Что ж, каждый имеет право на ошибку, даже роковую. Но в тексте звучит одна фраза из уст Орфея:"я слишком тебя люблю, чтобы позволить тебе жить". В какой-то момент он поверил в то, что любовь не возможно уберечь в ее первозданном виде. Он испугался, что все произойдет именно так, как описал Анри. И вместо того, чтобы попытаться жить и опровергнуть - он... нет, не убивает любимую, он перестает спорить с судьбой (которая ее раньше убила), перестает за нее бороться. Он ведь был полон решимости спасти Эвридику во что бы то ни стало, а тут смиряется, увидев в случившемся, как ему показалось, более правильный выход. Эвридика часто повторяет: "так трудно". И действительно трудно. Для кого-то может все легко и просто, но не для них. Для них для обоих, почему-то, было очень важно сохранить их чувства и не отступить. А Эвридика? Она ведь его прощает, даже не обвиняя, даже не надеясь, что он к ней когда-нибудь придет. Она его прощает и я вместе с ней. А Орфей, осознав свои ошибки, не оставляет ее одну. Он ее не предает. Еще можно предположить, что второй шанс - это аллегория, вымысел, мечта, а возврата нет и не может быть. И Анри иногда воспринимается не как действующее лицо, а как внутренний голос героя. lenin пишет: Да, интересный вопрос - герой или не герой Орфей. У меня герой.

lenin: ElenaA пишет: Он испугался, что все произойдет именно так, как описал Анри. Хм, ну тогда получается, что вот именно, все браки заключаются на небесах, а на грешной земле такого в принципе не может быть, святой, безгрешной и великой любви -ей здесь не место. Честно, я бы побоялась давать читать эту пьесу восторженным и по-юношески с неустоявшейся психикой юношам и девушкам, максималистам, а то сделают такой вывод и шагнут, держась за руку в небытие. А может поэтому Гриша и взялся за эту роль, ему она близка - он же максималист по жизни.

ElenaA: Ten' пока мы тут плели детский лепет на лужайке, появился такой чудный отзыв просто мууууррррр)))))))))))))) Есть и совпадения, и новый взгляд, спасибо огромное. Так же снимаю шляпу, ура!!!

Ten': Не знаю, может, крамольную вещь скажу, но мне кажется, что Григорий - это Орфей, победивший смерть.

ЗачарованNая: Ten', спасибо! Очень интересно, эмоционально, образно. Я тоже зачиталась!

Grina: Ten' пишет: мне кажется, что Григорий - это Орфей, победивший смерть. Такая неожиданная мысль. Чем навеяно?

oksana: Ten' , спасибо за отзыв !

ElenaA: lenin я тоже, как и Гриша...ой, не примазываюсь, не примазываюсь, максималист А своей экзальтированностью тут всем уже хуже горькой редьки надоела Надо, наверное, заткнуться, дать Вам отдохнуть. Тем более, после Ten' смешно оглядываться на свои" труды" Ну я, все-таки, не понимаю Если герои вовсе не герои, а любовь на небесах и пьесу нельзя читать восторженным максималистам... а че тогда он хотел сказать-то, Ануй



полная версия страницы