Форум » Театр » Орфей и Эвридика (часть 8) » Ответить

Орфей и Эвридика (часть 8)

Grina: http://www.grantipenko2008.forum24.ru/?1-5-0-00000038-000-0-0#003 http://nuga.mybb.ru/viewtopic.php?id=59#p1821 Anna 27 февраля, вс 19:00 Театр Квартет-И Эвридика Премьера! на сцене ДК Зуева Эвридика:Автор Ж.Ануй Режиссёр П.Сафонов В ролях:Григорий Антипенко, Мария Волкова, Вера Веронкова, Сергей Колтаков http://www.moscow-tickets.ru/theatre/kvartet-i/evridika/ Заказ билетов на спектакль Эвридика http://www.moscow-tickets.ru/theatre/kvartet-i/evridika/?order&seance=110008

Ответов - 265, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

Grina: Polina пишет: Попробую сформулировать свою позицию, то есть обосновать ее чуть позже, сегодня или завтра. Очень жду. Крайне интересно поговорить на тему герой или не герой Орфей.

Polina: Итак, для меня Орфей – герой. Приведу несколько доводов в пользу данной позиции. Прошу прощения за многословие. Орфей наряду с Эвридикой и господином Анри является одним из центральных персонажей пьесы. Но, на мой взгляд, самым главным, то есть героем данной драмы. 1. Орфей почти постоянно пребывает на сцене. Он отсутствует не более 10-15 минут в первой четверти первого действия. Это самая объемная роль. 2. Орфей фактически вступает в общение со всеми персонажами пьесы. Даже в сцене суда над Эвридикой, когда появляются лица из жизни Эвридики – администратор, шофер, полицейский, они разыгрывают обстоятельства жизни Эвридики именно для Орфея. 3. Посланник богов, господин Анри, вступает в разговор практически только с Орфеем. С другими персонажами он перекидывается иногда парой бытовых фраз. С Орфеем же ведет философский диалог о смысле жизни, то есть признает его достойным собеседником. 4. Только Орфей осознает, что Анри – существо из потустороннего мира. Для других Анри – обычный путешественник 5. ГРИНА писала, что Эвридика изменила Орфея. На мой взгляд, Орфея изменила не Эвридика, а любовь к Эвридике. Встретив Эвридику, Орфей дотоле равнодушный к жизни захотел вкусить все ее прелести. Влияет ли на Орфея Эвридика – несомненно. Именно ее очарование дает ему силы и желание жить. Как испокон веков женщина превращала мужчину в героя, так и Эвридика своим присутствием толкает Орфея на путь героя. Но изменения в Орфее носят только внешний характер. Внутренне Орфей остается прежним, то есть самим собой. Его взгляды, его принципы не меняются. Орфей удивительно цельная натура, сложившаяся, с устойчивыми представлениями о том, что является важным и ценным для него в этом мире. И он действует всегда в соответствии с этими принципами. Как сказала Эвридика, он – герой, который «уверен в себе и идет вперед, напролом, не оглядываясь». Именно человек осуществляющий поступки на основании своих интенций, не приспосабливающийся к требованиям социума, реализующий свой замысел вопреки мнению толпы, и есть человек подлинный. Человек, реализующий себя, свой внутренний потенциал, живущий подлинной, то есть истинной жизнь. Это не значит, что он всегда прав. Судя по выпискам ТЕНИ, это и есть герой с позиций экзистенциализма, а значит и с точки зрения Ануя, ведь «Эвридика» – экзистенциальная драма. 6. После того как Эвридика называет Орфея героем, он и осознает себя героем, не отрекается от этого звания. И вся дальнейшая его жизнь есть борьба. Сначала он борется с сомнениями Эвридики, затем с Дюлаком. Потом бодается с самой Смертью и вырывает из ее пасти любимую девушку. Далее он борется с обманными ликами Эвридики, с ее неподлинной частью личности. И в завершении он борется сам с собой. 7. Анри намекает Орфею, что он относится к особой группе людей, называя их героями. Но образ, который рисует Анри, на первый взгляд не кажется героическим. Это образ распростертого на земле человека с кровавой раной у виска. Что здесь героического? Но в то же время, это образ борца за свои убеждения, за право быть самим собой, но проигравшего битву и предпочитающего умереть, чем прозябать и жить по чужим правилам. Опять же это герой с точки зрения экзистенциализма. Кроме того здесь слышатся отголоски Ницше: жизнь не самая высшая ценность, есть более важные для человека вещи, наделяющие его жизнь особым смыслом. Как писал Сарт, в каждом человеке есть "проект быть богом", то есть способность реализовывать ту часть нашей личности, которая «по образу и подобию». По-моему здесь речь идет о предпочтении духовной жизни, а не естественной. И Орфей пытается этому следовать. Он не хочет жить просто естественной жихнью, он хочет жить одухотворенной жизнью. Это пока все, что я успела записать, но это не все, что есть мне сказать по данному вопросу. Продолжение следует....

ElenaA: Polina пишет: Орфей удивительно цельная натура, сложившаяся, с устойчивыми представлениями о том, что является важным и ценным для него в этом мире. И он действует всегда в соответствии с этими принципами. Как сказала Эвридика, он – герой, который «уверен в себе и идет вперед, напролом, не оглядываясь». Именно человек осуществляющий поступки на основании своих интенций, не приспосабливающийся к требованиям социума, реализующий свой замысел вопреки мнению толпы, и есть человек подлинный. Человек, реализующий себя, свой внутренний потенциал, живущий подлинной, то есть истинной жизнь. Это не значит, что он всегда прав. Polina БРАВО!!!!!!!!! УРА Мне не хватило именно этих слов, когда защищала Орфея. Именно так его вижу, чувствую, понимаю. И почему мы все в восторге от игры Григория, потому что он именно таким и показал своего героя. И конечно не значит, что Орфей всегда прав, но его духовность и сила духа неизмеримо выше его человеческих слабостей. Я не знаю, что последует в дальнейших рассуждениях, но несмотря на то, что я выделила небольшой отрывок из текста, согласна с каждым словом всех выше и ниже представленных размышлений. Спасибо Вам большое за такой интересный анализ. С нетерпением жду продолжения. Для меня тоже Орфей однозначно герой, я уже пыталась что-то сказать по этому поводу раньше, правда не очень удачно, так как для самой не было полной ясности (все только на уровне интуиции и подсознания). Сейчас ясности больше, но сначала послушаю Вас, может даже и добавить ничего не придется, уж очень четко и верно построен Ваш анализ. Спасибо


Grina: Polina , согласна с Вами в той части, что Орфей бесспорно герой произведения Ануя. Хотя поддерживаю Лёмку, что главное действующее лицо в этом произведении всё же Эвридика. И речь идет скорее о женщине, чем о мужчине. Правда, когда я смотрела спектакль, Орфей был всё же для меня главным, но это уже заслуга не Ануя, а ГА. Только полемика по поводу героя не сводится к определению, кто главенствует в этой истории. Это вопрос скорее второстепенный, ну по крайней мере для меня. Polina пишет: На мой взгляд, Орфея изменила не Эвридика, а любовь к Эвридике. Не вижу особой разницы в терминах, но если хотите, то пусть это будет любовь к ней. Хотя уверена, что без неё (без Э.) никакой любви к ней возникнуть не могло. И я думаю, что изменения произошли значительные. Орфей становится более решительным. Он уходит от отца (о чем раньше и помыслить не мог), он прогоняет из буфета мать Эвридики и Венсана и сам удивляется этому. Он с восторгом смотрит в будущее. Он пересматривает свои жизненные позиции, наконец, от глухого равнодушия к восторженному восприятию. И был ли до Эвридики он таким сильным, способным на поступок. Не знаю, не думаю, что так. Polina пишет: И вся дальнейшая его жизнь есть борьба. Сначала он борется с сомнениями Эвридики, затем с Дюлаком. Потом бодается с самой Смертью и вырывает из ее пасти любимую девушку. Далее он борется с обманными ликами Эвридики, с ее неподлинной частью личности. И в завершении он борется сам с собой. Знаете, как говорили коммунисты, жизнь - это борьба. По сути все мы боремся то с одним её проявлением, то с другим. С экзистеалистской точки зрения мы все в какой-то мере герои, кто-то больше кто-то меньше. Я не говорю, что Орфей - это заурядная, ничем не примечательная личность. Его умение любить уже выделяет его из толпы. Его стремление достичь цели достойно уважения. Но признать его Героем при всём при том я не могу. Очень согласна с Tatty, которая пишет об Орфее: Я думаю, что гораздо большим героизмом с его стороны было бы остаться жить и принять действительность. Потому что прав в чем-то Ромен Ролан: "На свете существует только один героизм - видеть мир таким, какой он есть, и любить его. "

Амира: Grina пишет: И был ли до Эвридики он таким сильным, способным на поступок. Не знаю, не думаю, что так. Ну так при хорошей женщине и мужчина может стать человеком!

Grina: Амира пишет: Ну так при хорошей женщине и мужчина может стать человеком! Логично.

ElenaA: Амира пишет: Ну так при хорошей женщине и мужчина может стать человеком! Как ни странно, но в жизни наоборот тоже бывает и не мало таких случаев. Но чаще всего влияние все-таки обоюдное Polina очень жду продолжения, а потом еще поговорим и подведем итоги.

Амира: ElenaA пишет: Как ни странно, но в жизни наоборот тоже бывает Ещё бы! Гриша на нас вон как повлиял: пишем, рисуем, коллажи лепим! А какие умные разговоры разговариваем!

ElenaA: Амира пишет: Ещё бы! Гриша на нас вон как повлиял: пишем, рисуем, коллажи лепим! А какие умные разговоры разговариваем! Амира Может мне просто повезло, но оглядываясь назад, не могу вспомнить ни одного "козла" в своей жизни Но то, что кидаюсь, как на амбразуру, защищая музззчин это в большей степени заслуга Гриши

Амира: ElenaA пишет: Может мне просто повезло, но оглядываясь назад, не могу вспомнить ни одного "козла" в своей жизни Я тоже. А вот мужчин, которые проявляли слабость и беспринципность там, где нужно было совсем наоборот - сколько угодно. На свете вообще ничтожно мало людей, которые совершают неблаговидные поступки просто потому, что любят зло. Всё делается от глупости, зависти, эгоизма, потакания своим меким порокам и слабостям, ну и, конечно, от неумения анализировать свои действия и осознавать последствия своих слов и поступков.

Polina: ЕленА, спасибо за поддержку. Всегда приятно встретить единомышленника. Я думаю, к нам может присоединиться еще и ЗачарованNая. ГРИНА, мне самой Евридика очень симпатична, ее действия более понятны, чем позиция Орфея. Но я все-таки думаю, что главный герой пьесы – Орфей. Постановка Сафонова и игра Григория, на мой взгляд, соответствуют пьесе Ануя. По крайней мере, моему прочтению Ануя. Рассуждения о героизме Орфея я начала с доказательства его главенствующей роли в данной истории и постепенно перехожу к обоснованию его героизма как такого. Кое-что об этом я уже написала, с позиций экзистенциализма он – герой. Но главного я еще не сказала, то есть не оценила с позиций героизма его решения – лишить жизни Эвридику и себя. К сожалению, я смогу это сделать только к завтрашнему вечеру. Должна готовить массу документов к завтрашнему совещанию, видимо, придется работать даже ночью. Увы. Интереснее писать об Орфее. Если ТЕНЬ писала, что Орфей постоянно стучится в ее голове, то меня буквально водит по данной вещи. Я считаю ее гениальной, а постановку, несмотря на некоторые недостатки, великолепной. Я сделала для себя ряд маленьких и не очень маленьких открытий. Ну, например, что Эвридика не обманывала Орфея. Вот так! Вещь многослойная и очень умная. Григорию и нам с вами очень повезло. Несколько слов об афоризме Ромена Ролана: « на свете существует только один героизм - видеть мир таким, какой он есть, и любить его». На мой взгляд, он ошибся. И великие могут ошибаться. Р.Ролан говорит не о героизме, а о мудрости. Героизм – это противостояние, конфронтация с враждебными силами. Мудрость – это синтез, интеграция противоборствующих сил. Герой борется с драконом, а мудрец его приручает. Ручного дракона можно и возлюбить. Герой никогда не мудр, от мудреца мы вряд ли дождемся героизма. И, несомненно, мудрость превыше героизма. ГРИНА, Вы пишите, что мы в своей жизни тоже постоянно боремся. Согласна. Быть героем способен каждый. Это качество, заложено почти в каждом человеке. И если, борясь за свои убеждения, свои позиции, мы для этого концентрируем все свои силы, рискуем своей жизнью, репутацией, то мы тоже герои. Вот такое мое мнение.

Grina: Polina пишет: Р.Ролан говорит не о героизме, а о мудрости. Героизм – это противостояние, конфронтация с враждебными силами. Мудрость – это синтез, интеграция противоборствующих сил. Герой борется с драконом, а мудрец его приручает. Может быть Вы и правы, и у меня немного сместились понятия - героизм, мудрость... С нетерпением жду Ваших оценок героизма Орфея. Могу только сказать, что Мудрость меня больше привлекает, чем героизм. Есть такой известный исторический анекдот про Сократа. Сократ жил в Афинах, а там служба в армии считалась почетной обязанностью каждого гражданина города. Сократ был совершенно мирным человеком, но не участвовать в военных сражениях он не мог. В одной из битв афиняне не выдержав натиска противника побежали с поля боя. Не побежал только Сократ. А поскольку он был уважаемым человеком, то другие воины, глядя на его отвагу, тоже остановили позорное бегство, вернулись на свои позиции и выиграли битву. Сократа провозгласили героем. Один из граждан задал ему вопрос во время пира по случаю победы. - Скажи, Сократ, как же ты не убоялся такого сильного противника и не поддался общей панике? На что мудрец ответил: - Я боялся как и все и побежал бы вместе с вами, но мои сандали так натерли мне ноги, что бежать я уже не мог, потому и остался на месте. Граждане Афин признали в Сократе ещё большего героя за то, что он не побоялся признаться в том, что на самом деле героем не был. И что это по Вашему, мудрость или героизм?

ElenaA: Polina и опять я с Вами во многом согласна. Я сразу поняла, что определение главенствующей роли Орфея - это лишь вступление в этой теме, а не определение героизма. Я согласна с Лемкой, что для Ануя женщина интересней (французы к женщине и любви относятся трепетней всех остальных), но с второстепенной ролью Орфея тоже не могу согласиться. Эвридика со своим непростым прошлым прописана Ануем очень светло и понятно, не полюбить ее не возможно. В морально-нравственном и духовном плане чистый Орфей предстает такой глыбой, даже, можно сказать, айсбергом, большая часть которого сокрыта ото всех и даже от него самого. Все действо Анри с ним носится: и провоцирует его, и спорит, и насмехается, но и сочувствует ему так, что почти страдает вместе с ним, и не единожды говорит именно Орфею: "Я люблю тебя, бедный мой человечек". Я согласна с тем, что пьеса гениальна. Согласна с поправкой к высказыванию Р.Роллана. "Принимать мир таким, как есть и любить его" - это мой девиз, как, впрочем, и многих здесь девочек. А вот то, что " герой никогда не мудр и от мудреца мы не дождемся героизма и мудрость превыше героизма" - тут я или не совсем Вас поняла, или, если правильно поняла, то не согласна. И мудрец может оказаться в такой ситуации, что и не стремится, а станет героем. И герой чаще мудр и действует осознанно, умно и профессионально, нежели идет на смерть как баран на заклание. Мудрость превыше героизма верно только отчасти. Когда мудрость предотвращает боевые действия - да, но, видимо, не хватает в мире мудрости, раз войны есть и вот тогда наши героические мальчишки, не мудрствуя, спасают жизни многих людей. Я с такими мальчишками работала. Что-то я разговорилась, надо пока остановиться. Grina спасибо за интересный анекдот про Сократа.

ElenaA: Амира полностью согласна с твоими аргументами. Все верно. Тоже встречала такого добра. Только все эти неприглядные качества, к сожалению, присущи и женщинам (не спорю, может быть меньше), а значит дело не в половом различии, а в целом в человеческой природе. Мне так кааца

ЗачарованNая: Polina пишет: Я думаю, к нам может присоединиться еще и ЗачарованNая. Вы (все) меня просто ошеломляете уровнем обсуждения. Я к такому не готова. Тем более изначально не хотелось заморачиваться этой пьесой, я уже писала, что это не "моё". Для меня эта пьеса не о жизни, это - умозаключения, причём мужчины...Но ...куда ж деваться с подводной лодки... С огромным интересом читаю эту тему. А у самой появляются крамольные мысли, за которые боюсь.. Но надо пересматривать - боюсь быть слишком субъективной. Очень бы хотелось почитать Ваши,Polina, рассуждения на тему: Эвридика не обманывала Орфея.

flippables: Не могу пройти мимо и снова не ввязаться в обсуждение, очень тут красиво и интересно спорят. Дамы и господа, присяжные заседатели!! Не будем забывать факты и приписывать свое прочтение мотивации героев. Эвридика не только обманывает Орфея, но и первая его предает, предает его любовь, трусливо бежав. У этого могут быть какие угодно словесные оправдания, но факт остается фактом. И не стоит домысливать и додумывать, что бы принял или не принял Орфей. Она трусливо бежит от своей любви, предав Орфея, любовь и свое будущее. Она предает, отказывается от всего первая - т.е. именно она и запускает всю цепь трагических событий, постоянно при этом трусливо вымаливая какие-то обещания и признания от Орфея. Она же первая "фантазирует" на тему, что он от нее отступится, потому что знает, что не безупречна, но честно посмотреть любимому в лицо и все рассказать - у нее не хватает смелости. А то, что Орфей потом на нее смотрит, то это лишь логическое продолжение той порочно-трагической цепи событий, которую запустила Эвридика. Это просто пьеса о расплате за ответсвенности за свои поступки в жизни.. Да, и в моем личном прочтении Эвридика не достойна любви Орфея, ну я это уже когда-то все говорила... Предполагаю, что многие романтично-настроенные зрительницы будут склонны считать Эвридику героиней и невинной жертвой с чистой душой. Я считаю ее внутренне лживой и трусливой - высшая трусость и лживость - лгать самой себе, а ведь именно это и делает Эвридика.

Grina: flippables пишет: Эвридика не только обманывает Орфея, но и первая его предает, предает его любовь, трусливо бежав. А я и не склонна считать Эвридику совершенством. Впрочем как и Орфея. Они оба живые люди, со своими слабостями, недостатками, со своими страхами и желаниями. Да Эвридика струсила, да не хватило мужества. Но именно в тех "словесных оправданиях", которые категорично отвергаются flippables и заключается суть человеческого восприятия. Нельзя людей и их поступки грести под одну гребенку, нужно рассматривать обстоятельства. Представьте себе, что мать, защищая дитя убивает человека, покусившегося на жизнь её чада. Ведь если не принимать во внимание "словесных оправданий", то мать - убийца. Как ни крути, но она убила человека. И кому нужен этот максимализм? И кому нужен наш приговор: Орфей - прав, Эвридика - виновна? На мой взгляд, дело как раз и состоит в тех нюансах и подробностях, которые наполняют эту историю нравственным смыслом. flippables пишет: Это просто пьеса о расплате за ответсвенности за свои поступки в жизни.. Вот с этим согласна полностью. Безответственность часто влечет за собой разочарование и скорбь. flippables пишет: Да, и в моем личном прочтении Эвридика не достойна любви Орфея А кто достоин нашего светлого Орфея? Или его участь - одиночество?

ElenaA: flippables Как хорошо, что Вы опять здесь Я уже говорила и еще раз повторю, что Ваша позиция, оценка мне очень близка. Только я не так категорично отношусь к героине, она мне интересна и симпатична, не смотря ни на что. Ануй ее в конце оправдывает и я вместе с ним. Но, с приведенными Вами фактами, я полностью согласна. Ну и в следствии этого, оценка Орфея у нас с Вами тоже, мне кажется, совпадает (хотя может и не во всем).

Grina: ElenaA пишет: Только я не так категорично отношусь к героине, она мне интересна и симпатична, не смотря ни на что. А на что "ни на что"? ElenaA пишет: Ануй ее в конце оправдывает и я вместе с ним. А где и в чем Ануй оправдал Эвридику? Из чего следует этот вывод? flippables пишет: Я считаю ее внутренне лживой и трусливой - высшая трусость и лживость - лгать самой себе, а ведь именно это и делает Эвридика. Это был факт? А я думала, что просто мнение... А когда Эвридика лгала самой себе? Мне очень интересна личность Эвридики. Мне очень хочется в ней разобраться, почувствовать её, попробовать узнать. flippables, ElenaA, ваши высказывания настолько противоречат моему представлению о ней, что мне действительно хочется, чтобы вы рассказали на чем строите своё мнение.

Tatty: flippables пишет: Эвридика не только обманывает Орфея, но и первая его предает, предает его любовь, трусливо бежав. У этого могут быть какие угодно словесные оправдания, но факт остается фактом. И не стоит домысливать и додумывать, что бы принял или не принял Орфей. Она трусливо бежит от своей любви, предав Орфея, любовь и свое будущее. А мне почему-то казалось, что бежит она не из-за своей трусости, а потому, что пытается оградить любимого человека от боли и разочарования. Да, она не может рассказать Орфею всю свою жизнь, глядя ему в глаза. Но ведь перед (незапланированной) смертью, она пишет Орфею письмо, в котором пытается объяснить ему причину своего ухода. И говорит в нем правду про свою жизнь до него: "Я ухожу, любимый мой. Мне стало страшно еще вчера, и ты сам слышал, во сне я сказала: «Как трудно». Я казалась тебе такой прекрасной, любимый мой. Я хочу сказать, прекрасной нравственно, ведь я отлично знаю, что внешне ты никогда не считал меня очень красивой. Я ка-залась тебе сильной, чистой, настоящей твоей сестрен-кой... Я никогда бы не сумела стать такой. А сейчас тем бо-лее, ведь тот, другой, придет с минуты на минуту. Он пере-дал мне письмо. Тот, о котором я тебе не рассказала, он тоже был моим любовником. Не думай, что я любила его; ты его увидишь, его нельзя любить. Не думай также, что я уступила ему, потому что боялась, он, верно, так тебе и скажет. Ты не сможешь понять, я это знаю. Но я чувствовала себя сильной и потом так мало уважала себя. Я тебя еще не любила, мой любимый, вот и весь секрет. Я тебя не лю-била. Не знала." Да, её трусость только в том, что она не смогла сказать ему эти слова лично. Но написать все это было же тоже не простым поступком, для этого нужна была смелость. То, что эти слова потом она все-равно должна произнести, глядя ему в глаза, только подтверждают теорию о том, что жизнь развивается по спирали до тех пор, пока не будет найдено единственно правильное решение ситуации. В случае Орфея и Эвридики правильное решение было найдено, к сожалению, слишком поздно. НО! Все мы люди. И всем нам свойственно ошибаться. И не думаю, что ошибку Эвридики следует воспринимать как её трусость. Grina пишет: А я и не склонна считать Эвридику совершенством. Впрочем как и Орфея. Они оба живые люди, со своими слабостями, недостатками, со своими страхами и желаниями. Да Эвридика струсила, да не хватило мужества. Но именно в тех "словесных оправданиях", которые категорично отвергаются flippables и заключается суть человеческого восприятия. Согласна полностью!



полная версия страницы