Форум » Беседка » это интересно (продолжение) » Ответить

это интересно (продолжение)

oksve: Девочки, кто-нибудь хочет пообщаться с Сергеем Лукьяненко, автором Дозоров? Сегодня онлайн-конференция http://aif.ru/conference/conference/conference_id/154

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Еленка: Нашла у себя старую статью на тему "Евангелие от Иуды" (вспомнила про неё благодаря разделу "О,этот стих").Может быть кому-то будет интересно. Открыть "Иуду". И снова закрыть. Анатолий Лемыш «Найдено истинное «Евангелие от Иуды!» - кричали газеты. «Иуда не предавал Христа, он действовал по его тайному поручению!» - вторили телеканалы. Так в апреле 2006 года средствами массовой информации была «отработана» сенсация, вброшенная в мир Национальным географическим обществом США (НГО) и журналом National Geographic. Аккурат накануне Пасхи – очередной годовщины событий, которые почти две тысячи лет назад легли в основу христианства - был опубликован перевод рукописи, представлявшей, как утверждалось, давние дела в совершенно новом свете. Вслед за НГО многие СМИ повторяли, что находка заставит пересмотреть многое в каноне религии, в частности, роль Иуды в предательстве Христа. Тут же последовала резкая отповедь церковников разных конфессий. Они отрицали какое-либо значение апокрифа и напоминали, что еще в первые века новой эры это произведение было известно и осуждено Церковью как еретическое. Святые отцы цитировали Евангелие от Матфея, а оно утверждало: Иуда повесился в день казни Иисуса. А раз так, припечатывали богословы, Искариот не только не мог написать воспоминания – он не успел бы даже рассказать кому-либо о своем предательстве и его причинах. «Евангелие от Иуды» - поздняя подделка. И точка. Впрочем, такое скоропостижное отрицание, да еще без анализа конкретного текста, оставляло сильный привкус предвзятости: «не читали, но осуждаем!» Тем более что знатоки Библии напомнили: в «Деяних Апостолов» говорится о совсем иной причине смерти Иуды. Он, дескать, упал в одно из ущелий, окружавших Иерусалим, «и чрево его расселось». Еще в одном месте глухо упоминается, что Иуда на полученные за предательство серебреники купил себе участок земли на кладбище. Можно еще припомнить Михаила Булгакова: в евангельских сценах «Мастера и Маргариты» он выдвигает совсем уже апокрифическую версию о том, что Иуда был зарезан по тайному приказу Пилата. Никуда не деться: в разных местах Библии история с Иудой подана с такими противоречиями, что примирить их не удается. Все это делает версию самоубийства не столь однозначной и оставляет призрачный, но все-таки шанс для появления некоего гипотетического документа, который можно было бы соотнести с воспоминаниями «лучшего ученика». Казалось, вот тут-то и должны разгореться научные и религиозные страсти с выяснениями, «был ли мальчик», то бишь, что на самом деле представляет найденная папирусная книга – т.н. «кодекс Чакос». Однако этого не произошло. Вслед за бумом поверхностных публикаций, списанных с пресс-релиза НГО, наступило молчание. Полная тишина, даже в какой-то степени неприличная. Будто и не было находки, претендующей на сенсационность! Христиане и просто любители истории так и остались в недоумении, что же такое промелькнуло: грандиозное открытие, способное перевернуть мировоззрение миллионов, или провокация безбожников? Тем более что презентация находки перед Пасхой, с точки зрения верующих, являлось откровенным кощунством. А может, все куда проще и пошлей: прокатилась рекламная акция, маркетинговый ход для повышения продажи околобиблейских опусов вроде «Кода да Винчи»? Что ж, теперь, когда пена улеглась, попытаемся разобраться, чем на самом деле является «Евангелие от Иуды». Рукопись с «иудиной печатью» Прежде всего, зафиксируем исходную позицию: манускрипт существует, и он подлинный, а не состряпанный кем-то из современных умельцев. Этот факт ни у кого из исследователей не вызывает сомнения. Радиоуглеродный анализ, а также куча сопутствующих экспертиз датируют папирус III-IV веками нашей эры. Написан текст на одном из диалектов коптского (древнеегипетского) языка, но скорей всего является переводом с более раннего греческого оригинала, так что нам достался не «чистый» исходник, а только более поздняя копия, да еще и переводная. А вот с обстоятельствами обнаружения находки дело темное. Где и когда она из глубин столетий всплыла в ХХ веке, остается неясным. Владелица реликвии Фрида Нуссбергер Чакос рассказывает байку о египетском антикваре Ханна, которому-де в начале 80-х годов неопознанные селяне принесли ящик с ворохом листков, рассыпавшихся в пыль от прикосновения. По легенде, передававшейся по цепочке посредников, манускрипт нашли в середине 70-х годов прошлого века где-то в песках возле селения Мухазават Аль-Минья в Среднем Египте. Поди проверь! Уже намного позже, готовя резонансную презентацию в мировом масштабе, Национальное географическое общество США послало в Аль-Минья экспедицию, чтобы найти хоть какие-нибудь доказательства тамошнего происхождения папирусов. Телевизионщики отсняли сотни метров впечатляющих кадров: пески, прожаренные солнцем, таинственные пещеры, угрюмые бедуины, словно сошедшие со страниц древних книг. Видеоряд, что и говорить, сделан профессионально. Но доказательная сила его нулевая. Получить подтверждение, что манускрипт был найден именно здесь, не удалось. Есть и другая гипотеза, высказанная учеными-египтологами. По ней, папирусы – украденная часть удивительного архива рукописей из Наг-Хаммади, обнаруженного еще в 1945 году (о нем речь пойдет ниже). Так или иначе, старый лис Ханна мгновенно понял, что за такой раритет можно отхватить огромные деньги. Началась вторая, современная жизнь древнего манускрипта. Уже потом оказалось, что он связан с Иудой, а также с идеей оправдания предательства. И вскоре находка сполна проявила свои коварные свойства. Ханна попытался продать рукопись европейским коллекционерам, даже не подозревая, что в его руках не просто один из многих древних папирусов, а нечто сногсшибательное, реликвия мирового значения: «Евангелие от Иуды». Впрочем, и за «обычный» папирус на подпольном рынке антиквариата давали солидно. Он предлагал ящик с листами дилерам – тем, кто снабжает богатых собирателей контрабандными антиками – и просил за него вначале семь миллионов долларов, затем снизил цену до трех миллионов. Заинтересовался только грек из Женевы Николас Кутулакис. Грек послал в Египет свою подружку Миа, чтобы оценить находку. Однако та попыталась сыграть в «свою игру» за спиной шефа и любовника и перекупить реликвию. Кутулакис, однако, оказался хитрей. Он сам прибыл в Египет, и, пользуясь описаниями дома Ханна, сделанными Миа, обворовал его и контрабандой вывез рукописи в Женеву. При этом какую-то часть листов успела перехватить Миа. Египтянин гонялся за греком по всей Европе, пытаясь вернуть похищенное сокровище. В конце концов два проходимца «спелись» и начали вместе искать покупателей. Грек нужен был египтянину: у него были контакты в мире антикваров. Но и без Ханна перепродажа рукописи была невозможна: он должен был доказать потенциальным клиентам, что манускрипт настоящий, а не сварганенный умельцами в одном из подвалов современного Каира. Кроме того, Кутулакис был на крючке у Ханна: ведь грек провез манускрипт в Европу контрабандой, и египтянин в любой момент мог его «заложить». Два торговца «Иудой» показывали манускрипт ученым - египтологам и библеистам. Те ахали, облизывались, но покупать не рисковали. В 1983 году один университет послал на переговоры к Кутулакису и Ханна американского коптолога Стефана Эммеля и немецкого специалиста по папирусам Людвига Коенена. Встреча в одном из отелей Женевы проходила чрезвычайно скрытно. «Нам дали полчаса, чтобы взглянуть на документы, – рассказывал впоследствии Эммель. – Вопросы об их происхождении не приветствовались. Папирусы были завернуты в старую газету и упакованы в три коробки из-под обуви. Было ясно, что это подлинные манускрипты, но что в них -- оставалось неясным. Нам не разрешили их снять и даже сделать пометки. Тем не менее, было очевидно: грек и египтянин вряд ли понимали, что у них в руках. Они считали, что там три манускрипта на греческом и староегипетском языках, на самом деле их было четыре. Листы последнего, разбросанные по всем коробкам, содержали совершенно неизвестное евангелие, но мы не могли определить автора. В сухом климате пустыни папирусы сохраняются прекрасно. Тем более, коптская религия запрещает уничтожать рукописи, на которых начертано слово «Бог». Однако, вырванные из такой консервирующей среды, листы могли погибнуть в считанные месяцы. Я не рисковал переворачивать страницы, только приподнимал их за краешек. В нескольких местах нам удавалось прочесть имя Иуды; я предположил, что это апостол Иуда, который впоследствии получил имя Иуда Фома. Ошибочно, как оказалось поздней». Продавцы требовали три миллиона долларов за всю находку и на уступки не шли. Такая сумма была неподъемна для университета, и переговоры провалились. В своем отчете в 1983 году Эммель, тем не менее, рекомендовал купить документы за любую цену, иначе они просто погибнут, но его мнение не было услышано. Ученый опасался худшего, пока наконец в июле 2004 года не услышал на конференции коптологов доклад Родольфо Кассера, где тот описал именно те свертки папируса, которые некогда видел он сам. А тем временем торговцы крадеными реликвиями продолжали поиск покупателей, выходили на собирателей из Норвегии и Англии, Швейцарии и США. Богатые любители и отнюдь не столь обеспеченные профессора-историки приезжали, рассматривали находку, не догадываясь о ее значении. Потом, услышав россказни о неизвестном происхождении документов и опасаясь уголовного преследования за скупку контрабандных исторических раритетов со стороны Египта (а это преследование было совершенно реальным!) отказывались. Новые сведения о манускриптах относятся к 1999 году: Кутулакис все-таки нашел покупателя. Им оказалась некая Фрида Чакос, владелец галереи антиквариата в Женеве и торговец предметами искусства. Она давно, еще с начала 80-х годов, вожделенно следила за перемещениями «коробок из-под обуви», но сумела прибрать их к рукам лишь в конце века. Какую сумму Фрида выложила Кутулакису, неизвестно. Сама она намекает на 300 тысяч долларов, но эта цифра вряд ли соответствует истине. Теперь уже она предлагала реликвии собирателям из разных стран, но тоже неудачно. Наслушавшись баек Фриды Чакос и ее напарника, адвоката Марио Роберти, солидные бизнесмены и аристократы не рисковали связываться с контрабандными антиками. К этому времени в узких кругах ученых стало известно, что содержимое коробок бесценно. Кроме апокрифических «Откровения Иакова» и «Послания Петра к Филиппу», уже знакомых историкам христианства по книгам из Наг-Хаммади, на листах 33-64 кодекса было записано совершенно неизвестное произведение, которое начиналось словами «Тайна об откровении, сказанном Иисусом в разговоре с Иудой Искариотом в неделю за три дня до Пасхи». С интернетом против «Иуды» К несчастью для Фриды Чакос и Марио Роберти, их уникальный «товар» был уже «засвечен». Весь гешефт парочки поломал Михаэль ван Риин – известный коллекционер древностей, а также пронырливый и чрезвычайно активный журналист. Ван Риин был весьма озабочен тем фактом, что множество драгоценных находок поступают на рынки контрабандным путем, а потом, попав в чье-то частное собрание, и вовсе становятся недоступными исследователям. Он, исследуя тайные пути перемещения произведений искусства, напал на след «коробок из-под обуви». Журналист рассказал о находке на своем сайте «Артньюс» и пригрозил, что будет тщательно отслеживать все, что касается манускриптов. Именно в его интернет-статьях впервые прозвучало, что среди папирусов находятся листы «Евангелия от Иуды», и были процитированы писания Иринея Лионского (135-202 н. э.). Этот епископ из Франции был одним из первых критиков околохристианских ересей. Еще в 180 году он написал пятитомное произведение, известное под названием «Против ересей». В нем он упоминает и «Евангелие от Иуды», священную книгу страшной (по его словам) секты каинитов, чьим божеством был Каин, а сами они творили всяческие мерзости, утверждая, что все грехи – во имя Божье. Вслед за ван Риином цитаты из Иринея Лионского подхватили другие ученые. В узких кругах египтологов и историков христианства возник шум, близкий к ажиотажу. Огласка окончательно испортила возможный гешефт Чакос и Роберти. Ван Риин, вцепившись во владельцев «Евангелия от Иуды», попортил им немало крови. Им даже пришлось пойти на сотрудничество со зловредным писакой: они поручили ему найти листы, украденные в свое время Мией. Что тот и выполнил, хотя часть страниц ЕИ, примерно 25%, так и не была найдена. Зато Марио Роберти отплатил ему «по полной программе». Однажды ван Риина арестовали прямо в аэропорту Женевы. Некий собиратель попросил его привезти на продажу уникальный перстень с не совсем «чистым» прошлым. Роберти, устроивший эту операцию, рассчитывал, что ван Риин будет пойман на «горячем» как перевозчик контрабанды. Но он просчитался: у Михаэля оказались только фотографии перстня. После недели в женевской тюрьме ван Риин был отпущен. На него совершались покушения. Для детей пришлось нанять телохранителей. Два раза его сайт target="_blank" class="vnesh_main">www.michelvanrijn.com, где появлялись все новые и новые подробности криминальной истории «Евангелия от Иуды», подвергался компьютерным атакам. Вторая оказалась успешной, сайт, а также его «зеркала» на .nl, .org и .net, были стерты. Впоследствии, впрочем, почти все документы удалось восстановить. Что двигало ван Риином в этой истории? Борьба с незаконным оборотом культурных ценностей? Уязвленное самолюбие обойденного исследователя? Жажда прославиться, приобщившись к сомнительной славе «Евангелия от Иуды»? Воистину, по приключениям «иудиной рукописи» можно многое рассказать о нравах человечества в целом. Чакос и Роберти были вынуждены прекратить дальнейшие попытки банально заработать на продаже антика и пошли иным путем. Они основали фонд «Maecenas» («Меценат») для изучения находки. Нужно было привлечь к исследованию лучших библеистов и египтологов, требовалась первоклассная аппаратура для анализа происхождения папируса и чернил, для фотографирования, нужны люди для грамотной популяризации научных результатов, а значит, и солидные инвестиции. Фриде ничего не оставалось, как из торговца краденым превратиться в благопристойного мецената и даже начать переговоры с Египтом о возвращении принадлежащих ему по закону документов. А разоблачительные статьи ван Риина имели, как это часто бывает, совершенно обратный результат: вокруг «Евангелия от Иуды» возник ажиотаж, интерес не только кабинетных ученых-египтологов, но и той части общества, коей важна не сама научная истина, а скандал вокруг нее. В фонд «Maecenas» потекли денежки. Он смог пригласить для исследования манускриптов ведущих специалистов, например, коптолога профессора Родольфо Кассера. Как договорились между собой фонд и Национальное географическое общество, останется, конечно, коммерческой тайной, но именно эта организация взяла на себя большую часть расходов по изучению документов и их публикации. А чтобы «отбить» вложенные средства, устроила в лучших традициях западного менеджмента трескучую рекламную кампанию, обещая «бомбу» для всей христианской церкви. Они сыграли в «игру Иуды» - борьбе за свои 30 сребренников – уже не по-дилетантски, как Ханна и Кутулакис, а с использованием всей мощи современного пиара. Впрочем, этот беглый пересказ отнюдь не исчерпывает детективные приключения древней рукописи. Небро, Ялдаваоф, Армафоф, Галила, Иобил, Сакла, Барбело и иже с ними Перед тем, как перейти к анализу текста «Евангелия от Иуды» (ЕИ), заметим, что в среде исследователей уже принято именовать его «Евангелием Иуды» (без «от»). Именно так оно именуется в самом манускрипте (peuaggelion nioudac). Странное впечатление оставляет этот текст, особенно для человека, незнакомого с историей иудейских и христианских сект начала новой эры. Тем более, если читатель не в курсе недавних находок древних рукописей, относящихся к той эпохе, в пещерах Кумранской долины в Палестине и в пустынном Среднем Египте. С одной стороны, в ЕИ упоминаются Иисус, Иуда, 12 апостолов. С другой – никаких, ни малейших реалий Иерусалима и Иудеи! Более того, в манускрипте кроме упомянутых лиц больше практически нет следов ни христианства, ни иудаизма. Мыслимое ли дело, чтоб верующий, воспитанный на законе и пророках, вместо имен и понятий, взятых из священных библейских книг, употреблял подобные слова: архонт, эон, Небро, Ялдаваоф, Армафоф, Галила, Иобил, Сакла, Барбело, Зоя, Адамас?.. Приходится высказать невероятную мысль: Ветхого Завета, в том числе Пятикнижия (священного и чуть ли не единственного учебника иудеев той и предшествующих эпох!) автор ЕИ не читал! Разве что слышал отдельные туманные пересказы из него. Не имел он никакого предствления ни о Новом Завете, ни о Посланиях Апостолов. Космогония этого «Евангелия», мифы о происхождении вселенной и человечества, описанные в нем, ничего общего с Ветхим Заветом не имеют. Вместо рая с его яблоками и змием - эоны (миры, населенные ангелами) в количестве вначале пяти, затем 72, а потом и вовсе 360 штук. Адама создал не Бог, а Саклас (сатана) вместе с ангелами. Сакласа, в свою очередь, создал Небро («Отверженный»). Наряду с Иисусом (который к тому же является бессмертным Сифом – третим сыном Адама и Евы) существует целый сонм других богов, внехристианских, некоторые из них называются, другие – нет. В ЕИ нет ни притч Иисуса, ни его деяний, ни учения. А как общается Иисус со своими апостолами! – в основном смеется над ними: над их верой в него как Сына Божьего, над их молитвами, над их снами. Кстати, о снах. В ЕИ приводится подробное изложение снов, привидившихся апостолам. Они видели огромный дом с 12 священниками и толпами прихожан. И далее: Они [сказали: "Некоторые …] две недели; [одни] приносят в жертву своих детей, другие – своих жен, в хвале [и] покорности друг другу; некоторые спят с мужчинами; иные заняты [убийством]; некоторые совершают множество грехов и беззаконий. А люди, стоящие [перед] алтарем, призывают [имя] твое, и во всех их делах недостойных исполняются жертвы […]". Иисус им сказал: "Те из вас, кто видел, как принимались приношения у алтаря, таковы сами. Таков бог, которому служите, вы же те двенадцать человек, которых вы видели. Скот, приносимый в жертву, это многие люди, которых сбиваете с пути перед тем алтарем. […] встанет и так воспользуется именем моим, и роды благочестивых останутся ему верны. После него встанет еще один человек из [прелюбодеев], и встанет другой из детоубийц, и еще один из тех, кто спит с мужчинами, и из тех, кто воздерживается, и прочие люди скверны, беззакония и заблуждения, и те, кто говорит: "Мы как ангелы" [...]Но Господь Вседержитель велит: "В последний день посрамлены будут". Иными словами, Иисус предупреждает апостолов, что Его именем они будут творить всякие черные дела, сбивать с пути истинного паству и при этом утверждать „Мы как ангелы”. Перед нами следы давней борьбы между апостольским направлением в христианской религии и отколовшимися от „генерального” направления еретиками, которые этих апостолов не признают. Естественно, такую уничтожающую и еретическую критику апостольская церковь простить не могла, и обрушилась на раскольников огнем и мечом. А в целом, весь текст выглядит как чрезвычайно вольная фантазия на библейские темы, рожденная в среде язычников, далеких и по времени, и по географии от эпохи зарождения христианства. Один мой приятель, вместе с которым мы пытались разобраться в тексте ЕИ, воскликнул: «Подумать только! В эту чушь люди верили!» И тут же прикусил язык: «Впрочем, эта мифология не более абсурдна, чем иные, признанные правильными».

Еленка: От имени Иуды, но без его участия Но, читая ЕИ, прежде всего, ищешь в нем историю Иуды. Рукопись утверждает, что Иисус выделял Искариота среди других учеников. Он рассказывал ему об устройстве мира (тех самых эонах), о звездах и ангелах, о родах и поколениях людей. Иисус разъясняет, в чем заключается его, Иуды, истинная роль. Учитель дает ему шанс избежать предательства и проклятия в веках: «Отделись от них! Я расскажу тебе таинства царства, ибо тебе можно войти в него, но ты будешь очень опечален!» Иуда спрашивает: «Какую пользу я получил, что Ты отделил меня от этого поколения?» (Следовательно, предательство Иуды предопределено самим Иисусом!) Иисус отвечает: «Ты станешь тринадцатым и будешь проклят остальными поколениями. И ты будешь одолевать их». И далее ключевые слова: «Истинно Я говорю тебе, Иуда, что приносящие жертву Сакле […] всякие злые дела. Ты же превзойдешь их всех, ибо человека, который носит Меня в себе, ты принесешь в жертву». Первый ученик поступил так, как требовал от него Учитель: предал его. Хотя знал, что совершает зло. Вот как завершается ЕИ: «[Некие книжники] встретили Иуду, они сказали ему: «Что делаешь здесь ты? Ты ученик Иисуса!» Он же ответил согласно их желанию. И Иуда взял деньги, он предал им Его». И все. Ни прокуратора Иудеи Пилата, ни Синедриона, ни сцены распятия Иисуса, ни его воскресения в этом манускрипте нет. Как нет ни полслова о дальнейшей судьбе Иуды. И, кстати, отсутствуют какие-либо сведения о том, как тайные, с глазу на глаз, диалоги Иисуса и Иуды стали известны автору данного текста. После чтения ЕИ становится очевидным, что этот документ создан в какой-то замкнутой, весьма оторванной от остального христианства секте. Такие секты действительно существовали. Основная экспансия только что возникшей в Иерусалиме религии была направлена на север и запад – в Рим, столицу империи, однако часть неофитов после разрушительных войн в Иудее бежала в Египет и оказалась в глухой изоляции среди пустынь. Там на основе смутных воспоминаний о Ветхом Завете и преданий о Христе возникли новые учения. Стоило появиться новому учителю или говорливому пророку, он тут же пересказывал все известные до него мифы по-своему, а простодушные жители пустыни, не обремененные знаниями, подхватывали все его фантазии. Надо заметить, что та эпоха – первый-второй века нашей эры – была вообще уникальна по числу возникавших религиозных сект. К этому времени практически рухнула, отжила свое мифология Древней Греции и Рима, и на пустом месте пузырились всякие учения-однодневки. Они держались на личности какого-нибудь харизматического лидера и в подавляющем большинстве умирали вместе с ним. Среди них, однако, стоит выделить такого вполне реального исторического персонажа, как Симон Маг, или Симон Волхв. Он проповедовал, совершал некие чудеса, в какой-то степени даже был соперником Иоанна Крестителя. Он оставил после себя учеников, которые произвели на свет целый букет учений из числа тех, что впоследствии христианской церковью были признаны неправильными и еретическими. Из хулы, обрушенной на него Иринеем Лионским, можно понять, что жена Симона Мага Елена ублажала всех, кто только желал к ней приобщиться, и Симон этому потакал, считая, видимо, ложе собственной жены необходимой ступенью посвящения в его учение. В то время как апостолы Петр, Павел, Иоанн сконцентрировали, упрочили христианство как новую религию и сумели возвысить ее над прочими сектами, эти секты плодились, как тараканы: Иероним знает их не менее сорока пяти, Августин насчитывает уже восемьдесят восемь, а Филастрий, писатель конца IV cтолетия, указывает более ста пятидесяти ересей! Каша в головах достойных жителей первых веков новой эры была неописуемой, сравнимой разве с той, какая имеет место в начале ХХI века. Но среди множества учений можно выделить такие, адепты которых считали религиозное, внепредметное, экзотерическое постижение более значимым, чем то знание, которого можно постичь при помощи обычного обучения и земных органов чувств. В истории эти учения остались под названием гностических, от слова «гнозис» - знание. Долгое время об этих течениях можно было судить лишь по косвенным документам – по нещадной критике на них со стороны первых христианских богословов, таких, как Ириней, Иероним и др. Книги гностиков безоговорочно сжигались - вместе с их хозяевами. Но не нами сказано: рукописи не горят. Даже еретические. Уже в ХХ веке были случайно обнаружены документы, относящиеся к учениям гностиков - т.н. библиотека Наг-Хаммади. Это собрание из 12 рукописных папирусных книг-кодексов было обнаружено в конце 1945 года в Среднем Египте, в глиняной урне на заброшенном кладбище возле древнего монастыря. Кодексы Наг-Хаммади состояли из 52 документов, скрепленных кожаной лентой. Вначале они попали в руки крестьян, затем антикварных дилеров, много «странствовали по миру» и по частям попадали к ученым. Наиболее известный документ из этой коллекции, Евангелие от Фомы, был приобретен профессором Киспелом в 1952 году за 35 тыс. швейцарских франков – сумму, смешную даже по тем временам. Другой швейцарский собиратель, Мартин Бодмер, в 1955 году приобрел многие документы из этого собрания у каирского антикварного дилера Тано. Надо еще учесть, что египетские власти конфисковали большую часть коллекции Тано. Не исключено, что в недоступной для ученых этой части собрания скрыты невероятные отикрытия, ждущие своего времени. Находка библиотеки Наг-Хаммади стала крупнейшей сенсацией для ученых. При этом она абсолютно не заинтересовало широкую общественность, в том числе верующих христиан. Почему? По очень простой причине: ученые и не думали плясать вокруг находки в пароксизме трескучей пиар-компании. Он дотошно изучали их, а не стремились выжать из древнего манускрипта свои 30 сребреников... Книги из Наг-Хаммади написаны на саидском диалекте коптского языка – разговорного языка тогдашнего Египта, и были изготовлены в начале IV века. Хотя сами тексты, судя по многим деталям, были созданы раньше – в I-III веках на греческом, а потом, как и ЕИ, переведены на коптский. Ученые предполагают, что кодексы принадлежали монахам первого христианского монастыря, основанного св. Пахомием. На это указывают письма сподвижников Пахомия, из которых были изготовлены обложки кодексов. Место, где найдены рукописи, находится всего в нескольких километрах от развалин этого древнего монастыря. Да и время захоронения клада с папирусами (IV век) совпадает с указом александрийского митрополита Афонасия об уничтожении еретических текстов, не принятых в канон Церкви. Библиотека Наг-Хаммади содержит в основном тексты тех самых, нещадно раскритикованных христианскими богословами и затем пропавших в песках Египта различных сект гностиков. Поэтому находка документов, не пострадавших от огня и времени, имеет огромное значение для историков. Именно в кодексах Наг-Хаммади встречается подробное изложение теории эонов, столь режущей слух нынешним христианам. В этом архиве обнаружено несколько апокрифических евангелий: «Евангелие от Фомы», «Евангелие от Филиппа», «Евангелие Истины», «Апокалипсисы» Иакова и Петра и масса других документов. Они не входят в христианский канон, однако их изучение позволяет более подробно исследовать происхождение христианства и историю первых веков новой эры вообще. Сиф – третий брат Авеля и Каина Здесь необходимо сделать отступление и задуматься о библейской версии происхождения человечества. Конкретней – об Адаме и его сыновьях. Ведь, если Каин убил Авеля, то, выходит, все мы – потомки Каина! Мы все - носители его, как сказали бы нынче, генов, или, в библейском изложении, «каиновой печати». Эта неприятная мысль смущала еще древних. Официальные церковники (что иудейские, что христианские) молча обходили эту проблему, а вот еретические секты попытались решить ее, введя в мифологию еще одного сына Евы – Сифа. Вот как излагал их учение Епифаний Кипрский (IV век): «Мать всех женщин узнала, что Каин убил Авеля, и позаботилась о том, чтобы родился Сиф. Она поместила в него свою силу и ту искру, которая была послана свыше для утверждения семени и основания мира. Однако со временем эти расы (Сифа и Каина – А. Л.) смешались…Из расы Сифа происходит Христос. На самом деле, он и был самим Сифом, как и раньше посланным Матерью свыше, чтобы спасти людей…» Уже из этого отрывка видно, насколько представления сифиан были далеки от канонического христианства. Кстати, в рукописях из Наг-Хаммади, да и в других, более известных в христианстве апокрифах, повествуется о том, как произошло смешение родов Каина и Сифа и как, собственно, возникло все человечество. Оказывается, благородные и чистые сыновья Сифа, спустившиеся с горы Хеврон, вступали в связи с порочными дочерьми Каина, которые соблазняли их танцами и игрой на музыкальных инструментах. Поэтому танцы и музицирование считались срамными и нечистыми. Секты, почитавшие Сифа как своего прародителя, появились еще до Христа. Но их расцвет пришелся на первые века новой эры. Епифаний связывает этическую сторону учения сифиан с идеей избранного рода, к которой сифиане относят Сифа, Иисуса, ну и, разумеется, себя, любимых. Мы уже упоминали архиепископа Иринея Лионского и его сочинение «Против ересей». В нем он разбирает учения разных сект сифиан. Близко к ним он ставит и другую секту, называемую им каинитами, по имени Каина, которому, мол, поклонялись эти еретики: «Другие утверждают, что Каин происходит от высшей силы, и признают Исава, род Корея и содомитов в качестве подобных себе. Они создали ложную книгу, которая называется Евангелием от Иуды». По Иринею, каиниты придерживались идей либертианства – течения, согласно которому все дозволено, любое зло оправдано. Главная идея философии каинитов (опять таки, по утверждению Иринея) в том, что спасение человека невозможно, пока он не испробовал все мыслимые мерзости и богохульства. Предательство Иуды каиниты оправдывают, поскольку через него «разрешено все земное и небесное». После появления первых публикаций о находке ЕИ многие исследователи – и историки, и богословы - восклицали: «”Евангелие Иуды”? Да-да, читали-читали, Ириней Лионский, каиниты!» Однако теперь ученые не столь категоричны. Ведь, если прочитать опубликованный текст ЕИ, то ничего подобного мы в нем не найдем. Ни богохульств, ни лозунгов вроде «все разрешено». Кроме того, возникает существенный временной разрыв: манускрипт, найденный в Египте, записан на папирусе примерно спустя два века после кончины св. Иринея в 202 г. Сам текст восходит к более древней традиции, но за столетия его смысл мог измениться кардинально. Кроме того, и это принципиально, учение каинитов было антиподом догмам сифиан, как и Каин - Сифу. Поэтому упоминание имени Сифа в ЕИ наталкивает на мысль, что этот манускрипт мог принадлежать скорей одному из ответвлений учения сифиан, а не их антагонистам. Так что не стоит столь уверенно искать на найденном манускрипте „библиотечное клеймо” именно каинитов. Хотя эта тема достаточно броская: ну, очень просится идея связать имя Иуды с Каином! Сюжет для небольшого блокбастера Какой самый первый и главный вывод можно сделать? Из самого текста ЕИ следует, что эта книга никакого отношения не имеет ни к историческому Иисусу, ни к реальным событиям евангельской истории. Не нужно особо стараться, доказывая, что Иуда Искариот никогда не писал или не рассказывал ничего подобного. Мысли, термины и имена, которыми насыщен текст, стали появляться в другую эпоху, когда ни Иуды, ни прочих участников пасхальных событий давно не было в живых. Обычно ученые подложность текста определяют по анахронизмам, т.е. по реалиям, которые относятся к другой эпохе. В ЕИ их искать не нужно: все произведение - сплошной анахронизм. Вопрос о том, можно ли данный текст оценивать, как историческое свидетельство, можно с чистой совестью закрыть. Сенсация не состоялась. Иное дело - главная идея ЕИ: оправдание предательства Иуды. Такой взгляд – вещь отнюдь не новая. Даже в Библии можно вычитать, что в деле о предательстве все отнюдь не так однозначно. Давайте внимательно прочитаем основной канонический текст, где говорится о предательстве. Мы увидим, что его можно трактовать и так: Иисус поручил Иуде МИССИЮ - предать его. Открываем Евангелие от Иоанна. Сцена на Тайной Вечере. «21. Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24. Ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? 26. Иисус отвечал: тот кому я обмакнув, кусок хлеба, подам. И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.» Повторим для уяснения: "И ПОСЛЕ СЕГО КУСКА ВОШЕЛ В НЕГО САТАНА". Только после куска, данного самим Иисусом! И далее: ЧТО ДЕЛАЕШЬ,ДЕЛАЙ СКОРЕЕ! Если Иисус избрал Иуду, заранее зная, что Иуда предаст Его, значит, Он поощрял его поступить именно так. Да и сатана в ближайшего ученика без соизволения Иисуса войти бы не мог – вспомним, как Он изгонял духов. О том, что Иуда, возможно, исполнял тайную миссию, что он и себя по воле Учителя принес в жертву, отдал на вечный позор, есть много совершенно прозрачных свидетельств в Евангелиях. К сожалению, на протяжении 20 веков многие христиане даже не удосужились вчитаться в текст Евангелий. О том, что Иуда, возможно, исполнял тайную миссию, что он и себя по воле Учителя принес в жертву, отдал на вечный позор, писали многие. Понятно, что во времена раннего христианства, да и в Средние века, подобные размышления не очень поощрялись. Разве что костром да дыбой. Но в середине 19 века появляются первые, пока еще умеренные попытки оправдать Иуду. Так Э. Ренан писал: «Не отрицая факта, что Иуда из Кериота содействовал аресту своего учителя, мы все же думаем, что проклятия, которыми его осыпают, до некоторой степени несправедливы». Вскоре появляются произведения, специально посвященные Иуде, в которых открыто проводится апология предателя. Он постепенно возводится на особый пьедестал, выше других апостолов. Мыслители, желавшие разобраться в глубинных смыслах Евангелий, обратили внимание на первых богословов, в том числе и на Иринея Лионского. Они пытались понять, что на самом деле (а не в трактовке Иринея) исповедовали сифиане, офиты, каиниты. Достаточно назвать только авторов: шведский писатель Тод Гердберг («Иуда»), драматург Карл Вейзер («Иисус»), Анатоль Франс («Сад Эпикура»), швед Нильс Рунеберг («Христос и Иуда»). В России писатели-еретики не отстают от своих западных коллег: Сергей Соловьев («К легенде об Иуде-предателе»), Леонид Андреев («Иуда Искариот»), А. М. Ремизов («О Иуде, принце Искариотском»), Максимилиан Волошин («Евангелие от Иуды») и др. Из более поздних произведений стоит упомянуть «Три версии предательства Иуды» Борхеса. По сути, все в этих книгах вращается вокруг одной мысли: «Иуда погубил свою душу ради спасения мира». Вот что, например, писал Макс Волошин в статье «Некто в сером» (газета «Русь», 19 июня 1907 года): «В представлении христианского мира существуют два Иуды Искариота: Иуда – предатель, предавший Христа за 30 сребреников, символ всего безобразного, подлого и преступного в человечестве, Иуда – чудовище и телом, и духом. ... И совершенно иной Иуда, сохраненный еретиками первых веков, этими хранителями эзотерических учений церкви. Иуда, сохранившийся в учениях офитов, каинитов и манихеев, является самым высоким, самым сильным и самым посвященным из учеников Христа. ...Это образ человека, достигшего высшей чистоты и святости, который добровольно принимает на свою душу постыдное преступление как подвиг высшего смирения». А чтобы эта жертва была полна, «она должна быть безвестной, она должна быть запечатлена как преступление в самом Евангелии, чтобы миллионы людей из рода в род проклинали Иуду». Удивительно! Волошин, конечно, никоим образом не ведал о «Кодексе Чакос». Но он изложил именно те идеи, которые записаны на папирусе почти двухтысячелетней давности рукой безымянного писца. Стоит подчеркнуть, что, несмотря на обширный массив новых данных, появившихся после обнаружения библиотеки Наг-Хаммади и огромного (около 500 документов!) архива рукописей из палестинского Кумрана, нынешнее христианство не претерпело практически никаких изменений. Никто из многомиллионной паствы церквей всех конфессий не усомнился в своей вере. "Евангелию Иуды" не суждено войти в христианский канон, как и апокрифам из Кумрана и Наг-Хаммади. Зато человечество получило новые уникальные данные о собственной истории. И, кроме того, занятный сюжет для грядущего блокбастера. А он будет снят, можно не сомневаться. Представьте себе: главные герои - аристократическая мошенница Фрида Чакос, неистовый изобличитель ересей Ириней, пронырливый журналист ван Риин; массовка - археологи, контрабандисты, фанатичные копты-христиане; и антураж - раскаленные пески Сахары, угрюмые скалы Кумрана, шикарная Женева. Камера скачет по эпохам и континентам. А над всем этим – Иуда как правая рука и исполнитель воли Христа. Да эта история – истинная находка для воплощения в какой-нибудь поделке вроде «Кода да Винчи». На киноверсии, собственно, и закончится шум по поводу найденного «Евангелия Иуды». А в восприятии человечества Иуда так и останется предателем.

shtany55: Еленка Спасибо, очень интересно.


Админ: Еленка пишет: ИМХО,очень интересный клип по теме Льюиса Керролла. Еленка, мне очень понравилось! Спасибо. Филосовская песня... Ведь действительно, по имени нас называют многие, но чтобы сердце начинало стучать чаще при этих звуках, таких людей единицы... Про версию Иуды тоже весьма познавательно.

Еленка: 1. В Португалии дождь является уважительной причиной не выходить на работу. 2. Дождь стал причиной появления прогнозов погоды по радио. Когда американский владелец радиостанции попал под дождь, он учредил новую рубрику прогноза погоды, которая рассказывала о дожде несколько раз в сутки. 3. Игра дартс появилась из-за дождя. Однажды лучников на соревновании застал дождь. Отправившись в бар, они начали бросать укороченные стрелы в мишень на стене. 4. На самом деле у дождя нет запаха. Аромат, что мы относим к запаху дождя, на самом деле выделяют актино- и цианобактерии. Вещество, придающее дождю запах, называется геосмин. 5. Жителей Уганды не напугаешь громом, т. к. в стране дождь с грозой идет 250 раз в год. 6. В г. Пара жители сверяют часы по дождю, т.к. ливни каждый день идут в одно и тоже время. 7. В засушливой Бостсване люди здороваются словом пула, что означает «дождь», также национальная валюта в стране тоже называется «дождь». 8. На Кубе дожди идут только во время сиесты, а Таиланде – только ночью. 9. В XVII веке в Великобритании был принят закон о дожде, по которому за неправильное предсказание дождя синоптика казнили. 10. Человек может остаться под дождем совершенно сухим, если находится в пустыне. На самом деле дожди в пустыне бывают, но о дожде невозможно узнать, т.к. капли просто не долетают до земли, испаряясь под воздействием горячего воздуха. 11. Все фразы Гидрометцентра о дожде имеют конкретный смысл. Например, при фразе «кратковременный дождь» имеется в виду, что продолжительность дождя будет не больше 3 часов. Фраза «ожидается дождь» означает продолжительность дождя не менее полусуток. Фраза «без существенных осадков» вовсе не означает, что дождя не будет, это значит, что дождь выпадет не больше 0,3 литра на квадратный метр. 12. Город Черапунджи (Индия) – самый дождливый в мире. За год там выпадает 26 460 мм дождя. 13. Кислотность обычного дождя – рН 5,6. Если уровень кислотности ниже, то дождь называют кислотным. При рН дождя 5,5 погибают бактерии, а при 4,5 погибают насекомые, земноводные и рыбы. 14. В городке Уайнсберг, штат Огайо, 29 июля из года в год непременно идет дождь, это длится на протяжении ста лет. 15. Сегодня можно устроить искусственный дождь. Частицы сухого льда сбрасывают с самолета прямо на кучевое облако. В облаке углекислота обволакивается водой и падает как снежинка, по дороге нагреваясь и превращаясь в дождь. Таким образом, можно бороться с засухой или рассеивать облака. 16. Ежегодно на землю проливается 519 000 км3 дождя (каждый км3 – это миллиард тонн воды). 17. Примерно один из ста миллионов людей страдает аллергией на дождь. Любое воздействие воды на кожу вызывает покраснение, отеки, а от попадания под дождь такие люди могут умереть. 18. В Сан-Франциско метеостанция сообщает о дожде со степенью вероятности, например, 4/6. Просто 10 местных метеорологов голосуют о том, будет ли дождь или нет, а результат объявляют слушателям в таком вот «относительном» виде. 19. Самые тяжелые градины сыпали с неба в г. Гопалгандж 14.04.1986. Вес одной градины превосходил 1 кг, от этого «дождичка» погибло 92 человека. 20. Самые дождливые места планеты испытывают нехватку воды зимой. После сезона дождей наступает настолько засушливая зима, что жителям приходится покупать воду в других городах.

Админ: О, как! Казалось бы просто дождь, а сколько много интересного с ним связано. Еленка, спасибо!

Ten': Стащила одну из заметок на страничке Наташи Фенкиной Одна женщина (в данном случае её имя не важно) много лет работала в хосписе. Её обязанность - облегчение состояния умирающих пациентов. Таким образом, она буквально проводила с ними последние дни и часы. Из своих наблюдений она составила своеобразный рейтинг основных сожалений людей, подошедших к самому краю жизни. Итак, 5 самых распространённых сожалений умирающих: 1. Я сожалею,что у меня не было смелости,чтобы жить жизнью, правильной именно для меня, а не жизнью, которую ожидали от меня другие. Это наиболее распространенное сожаление среди людей. Когда люди осознают, что их жизнь почти закончена, они могут оглянуться назад и легко увидеть, какие их мечты остались не реализованными. Большинство людей едва ли пытались исполнить даже половину из их мечтаний и должны были умереть, зная, что это происходило только вследствие выбора, который они сделали или не сделали. Очень важно попытаться реализовать, по крайней мере, некоторые из ваших основных желаний на своем жизненном пути. С того момента, когда вы теряете свое здоровье, становится уже слишком поздно что-то предпринимать. Здоровье приносит ту свободу, которую очень немногие понимают, пока не теряют его. 2. Мне жаль, что я так много работал. Это чувство было у каждого пациента мужского пола, о котором я заботилась. Они скучали по своей молодости и по своим взаимоотношениям. Некоторые женщины тоже высказывали такое сожаление. Но поскольку большинство их было старшего поколения, они, в основном, не занимались зарабатыванием средств для семьи. Все мужчины, с которыми я работала, глубоко сожалели о том, что потратили большую часть своей жизни на однообразный труд для добывания средств к существованию. Упрощая свой образ жизни можно сократить требования в доходах, которые вы думаете, вам нужны. Создавая больше пространства в вашей жизни, вы становитесь более счастливыми и более открытыми для новых возможностей. 3. Мне жаль, что у меня не было смелости выразить свои чувства. Многие люди подавляли свои чувства, чтобы сохранить определенные взаимоотношения с другими. В результате они соглашались на посредственное существование и никогда не становились такими, какими бы они хотели себя видеть. Возникновение многих болезней было связано с испытываемыми чувствами горечи и негодования. Мы не можем управлять реакциями других. Хотя первоначально люди могут реагировать на изменения, которые вы вносите в отношения, не желательным для вас образом, в конечном счете, это поднимает отношения на новый более здоровый уровень. Лучше всего тем или иным способом устранять нездоровые отношения из вашей жизни. 4. Мне жаль, что я не поддерживал отношения со своими друзьями. Часто эти люди действительно даже не осознавали всей пользы поддержания контактов со своими старыми друзьями, пока до их смерти не оставалось несколько недель, и уже не всегда была возможность их разыскать. Многие оказались настолько погруженными в свои собственные жизни, что позволили их дружбе многие годы проходить мимо них. Было много глубоких сожалений о том, что их дружбе не было уделено столько времени и усилий, которых эта дружба заслуживала. Все скучают по своим друзьям, когда умирают. Любому человеку, ведущему активный образ жизни, свойственно преуменьшать значение дружеских отношений. Но когда вы стоите на пороге смерти, материальные стороны жизни теряют свое значение. Конечно, люди хотят, чтобы их финансовые дела были в как можно большем порядке. Но не деньги и не статус сохраняют в конечном счете свое значение. Они хотят принести какую-то пользу тем, кого любят. Но обычно они уже слишком больные и уставшие, чтобы как-то справиться с этой задачей. 5. Мне жаль, что я не позволил/позволила себе быть более счастливым. Этот вид сожаления был на удивление общим. Многие до конца не понимали, что их счастье это вопрос выбора. Они были подчинены привычкам и сложившимся представлениям. Они находились в плену ‘комфорта’ привычного образа жизни. Из-за страха перед переменами они притворялись перед другими и перед самими собой в том, что были довольны своей жизнью.

lemka: Ten' , спасибо! Очень полезно узнать, о чем думают и о чем сожалеют люди "на краю"... Выводы получаются интересные.

Tatty: Поиграйте с джином в игру "Угадай кто" http://ru.akinator.com/ Не знаю, как он это делает, но всех, кого я загадывала, он угадал Хорошего всем настроения!

Grina: Tatty пишет: Не знаю, как он это делает, но всех, кого я загадывала, он угадал А Гришу не угадал. Вместо него написал Сергея Зверева

Tatty: Grina пишет: А Гришу не угадал. Нужно было продолжить. Там у джина три попытки. Но у меня Гришу всегда с первого раза угадывает Такшину угадал со второй (изначально предположив, что это Климова).

Grina: Tatty пишет: Там у джина три попытки. Во второй попытке был Домогаров, в третьей Хабенский. Но я его переиграла.

Tatty: Grina пишет: Но я его переиграла. Наверно, не правильно на вопросы отвечала!

Grina: Tatty пишет: Наверно, не правильно на вопросы отвечала! Просто он не всё про нашего Гришу знает.

Tatty: Grina пишет: Просто он не всё про нашего Гришу знает. Или ты не все про него знаешь... У меня раза три с первого раза его угадывал. У дочки со второго. Красилова, Уварову - с третьей попытки, Мадонну и солиста моей любимой группы - с первой. В общем, развлекалочка хорошая.

Grina: Tatty пишет: Или ты не все про него знаешь... Я???? Обижаешь. Просто я его немного путала, это да. Но ведь удалось же.

Tatty: Grina пишет: Просто я его немного путала, это да. Так с этого и нужно было начинать - отвечала на вопросы целенаправленно не верно, чтобы понять, читает ли джин мысли на расстоянии или нет. Grina пишет: Но ведь удалось же Мне казалось, что цель, чтобы угадал, а не запутать его!

Grina: Tatty пишет: Мне казалось, что цель, чтобы угадал, а не запутать его! Я не отвечала заведомо не верно. Просто в некоторых местах ответы были двусмысленными.

Tatty: Grina пишет: Просто в некоторых местах ответы были двусмысленными. Видимо, и вопросы были не очень корректны? Я так и не смогла ответить про Красилова, брюнет он или блондин (других вариантов не предлагалось).

lemka: Японская художница Hina Aoyama (Хина Аояма) родилась в 1970 году в Японии. Но, в отличие от других представителей своей профессии, кисть в руки она не берет. Ее инструментом являются маленькие ножнички, наподобие маникюрных. Своеобразным холстом – черная бумага. Именно из нее она вырезает тончайшие кружевные рисунки, сложнейшие узоры и тексты. Работы очень хрупкие, и для их хорошей сохранности их помещают между стеклами или наклеивают на ткань.



полная версия страницы